Материалы сайта
Это интересно
Финансовый учет
Учет производственных запасов
Понятие и классификация производственных запасовПЗ - предметы труда, обслуживающие один производственный цикл, их стоимость полностью включается в себестоимость продукции.
-
Операции по ПЗ:
- заготовление и приобретение у поставщиков;
- движение запасов на предприятии (внутренние перемещения со склада на производство и т.п.);
- реализация.
- Система показателей по ПЗ (показатели в натуральных и стоимостных единицах)
- остатки на начало периода = 1 месяц, декаде, кварталу
- остатки на конец периода
- приход за период
- расход за период
- Учет ПЗ устанавливается учетной политикой предприятия, которая отражает:
- метод оценки ПЗ;
- порядок отражения ПЗ на счетах (заготовление и приобретение);
- критерий отнесения ПЗ к МБП;
- порядок списания МБП (учета выбытия МБП).
- Классификация ПЗ
- По критерию функциональной роли ПЗ и их назначению в процессе производства (экономическая классификация):
- сырье (руда, хлопок-сырец и т.д.);
- основные материалы (металл, ткань);
- покупные полуфабрикаты (детали, которые войдут в изделия);
- вспомогательные материалы;
- отходы;
- тара (инвентарная - многократно обслуживает производство, учитывается в составе ОС - напр., контейнер; неинвентарная - реализация вместе с товаром; залоговая - дается залог, затем возвращается тара);
- топливо;
- запасные части;
- МБП.
- По техническим характеристикам и физико-химическим свойствам предметов труда (техническая классификация): это систематизированный перечень потребляемых в производстве МЦ с указанием наименования, сорта, марки, единицы измерения; каждой позиции присваивается свой номенклатурный номер. Типовая номенклатура утверждена Госкомстат России для всех предприятий.
- Задачи БУ в отношении ПЗ:
- Правильное и своевременное документальное отражение операции по движении ПЗ.
- Определение фактической себестоимости приобретенных ПЗ.
- Осуществление контроль за использованием ПЗ.
- Выявление излишка или недостаток ПЗ.
- Первичные документы по движению производственных запасов
- Журнал учета поступающих грузов. (регистрация на основе транспортных документов).
- Доверенность подотчетным лицом для получения ТМЦ, грузов (агент снабжения, экспедитор).
- Журнал учета выданных доверенностей.
- Приходный ордер (оформление ТМЦ на склад). Составляется в день поступления материалов на склад материально ответственным лицом.
- Акт о приемке материальных ценностей (если есть какие-либо несоответствия: количество, нет документов, качество). Составляется вместо приходного ордера в двух экземплярах в присутствии представителя поставщика или другого незаинтересованного лица. Один экземпляр передается поставщику, один экземпляр - вместо приходного ордера.
- Лимитно-заборная карта - для учета отпуска, расхода ПЗ. Это ограничение на ту часть ПЗ, которую следует выдать со склада кладовщиком цехам подразделениям и др.
- Карточка складского учета (ведется на складе и составляется для каждого номенклатурного номера).
- Кладовщик указывает:
- остаток ПЗ на начало месяца;
- приход;
- выдачу (расход);
- остаток на конец месяца.
- Реестр приемки-сдачи документов (отражаются все приходно-расходные документы, которые передаются в бухгалтерию).
- Ведомость учета остатков материалов на складе (в нее попадают данные из карточек складского учета).
О конечные = О начальные + П - Р
Аналитический учет производственных запасов
Аналитический учет ПЗ может вестись либо по фактической средней себестоимости, либо в оценке по учетным ценам (договорная, плановая, расчетная цена). Учетная цена определяется предприятием на основе договора поставки, цен прошлого месяца с индексацией. Учетная цена носит условный характер и не совпадает с фактической. По фактической средней себестоимости (балансовый метод): на каждый вид производственных запасов открывается карточка количественно-суммового учета. В этой карточке бухгалтер отмечает: остатки на начало месяца; приход; расход; остатки на конец месяца. Делается это в хронологической последовательности. Из карточек информацию бухгалтер переносит в аналитические количественно-суммовые ведомости по 10, 11, 12 счетам. Эта информация соответствует информации карточек складского учета. Средняя фактическая себестоимость единицы изделия рассчитывается так:
остатки на начало месяца + поступило всего (стоимостное выражение)
Ф с/с = -----------------------------------------------------------------------
соотв-е кол-во ост-в на нач. мес. + кол-во поступлений (натур. единицы)
Расход в стоимостном выражении определяется, используя среднюю фактическую себестоимость единицы:
Расход в сумме мат-лов = кол-во израсх. мат-лов х средняя фактич. с/с единицы.
Это делается в связи с колебанием цен. Остатки = итого поступлений с остатком - израсходовано.
Оценка производственных запасов
- Для правильного ведения БУ необходима оценка ПЗ. Сейчас учет поступления ПЗ ведется в двух оценках:
- по учетным ценам ;
- по фактической себестоимости.
- Учетные цены:
- оптовые;
- договорные;
- плановая себестоимость;
- розничные.
- Фактическая себестоимость материальных ресурсов состоит из затрат на их приобретение. В состав фактической
себестоимости входят:
- стоимость материалов;
- затраты по доставке (транспортно-заготовительные расходы);
- оплата % за приобретение в кредит, предоставленных поставщиком ТМЦ;
- наценки и надбавки;
- комиссионные вознаграждения коммерческим, внешнеэкономическим и другим организациям;
- таможенные пошлины;
- расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществление сторонними организациями.
- Оценка ПЗ, израсходованных на производство, осуществляется методами:
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО);
- по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО);
Фактическая себестоимость израсходованных материалов = стоимость израсходованных материалов +
транспортно-заготовительные расходы, относящиеся к стоимости израсходованных материалов.
Транспортно-заготовительные расходы, относящиеся к стоимости израсходованных материалов, исчисляются отдельно.
ТЗР = (стоимость израсходованных материалов х ТЗР относящиеся к израсходованным материалам) : 100%
% ТЗР = (ТЗР остатка материалов на начало месяца + ТЗР по поступившим материалам) : (остаток материалов на
начало месяца (по учетным ценам) + стоимость поступивших материалов по учетным ценам)
Если учет поступления материалов ведется по плановой себестоимости (учетная цена), то в конце учетного периода определяется отклонение между фактической себестоимостью поступивших материалов и плановой себестоимостью. Вместо % ТЗР определяют % отклонений. Аналитический учет ведется по учетным ценам двумя методами: параллельным и сальдовым (наиболее распространенным). Сальдовый метод. Записи в карточках складского учета осуществляется на основании первичных документов по приходу и расходу. Остаток = остаток на начало + приход - расход. Учет расхода ТМЦ в бухгалтерии ведется на основании первичных документов. Ведутся ведомости по приходу, расходу, составляются оборотные ведомости по каждому виду ТМЦ. При журнально-ордерной форме ведется ведомость № 10 (учет запасов): 1 раздел - поступление материалов. 2 раздел - расход и определение фактической себестоимости израсходованных материалов. Учет расчетов с поставщиками - журнал-ордер № 6. На основании счетов поставщиков и первичных документов по приходу в разрезе субсчетов по каждому поставщику ведется учет поступления материалов и оплата за поступившие ТМЦ. Синтетический учет производственных запасов - счет 10 “Материалы” (имеет 8 субсчетов) и на счете 12 “МБП”. Дт - поступление, Кт - расход.
- Дт 10 поступление
- Кт 60 - от поставщиков
- Кт 76 - прочих кредиторов
- Кт 75 - учредителей
- Кт 20 - возврат из производства
- Кт 28 - оприходование окончательно забракованной продукции.
- Кт 10 - расход
- Дт 20, 25(обслуживание производства)
- Дт 26 (обслуживание хозяйства)
- Дт 28 (исправление брака)
- Дт 48 (реализованные материалы на сторону)
Синтетический учет израсходованных ТМЦ - ведомости № 15, 12, 16 (реализация), журнал-ордер № 10.
Учет МБП
К МБП относятся предметы стоимостью ниже 50 минимальных зарплат или сроком эксплуатации менее 1 года независимо от их стоимости. Кроме того, к МБП относят специальные инструменты и специальные приспособления, устройства, тара для хранения ТМЦ на складе, предметы для выдачи напрокат, независимо от стоимости, орудия лова, бензомоторные пилы, сезонные дороги, временные здания в лесу и др.
- Особенности учета МБП:
- МБП по стоимости подразделяются на МБП стоимостью не более 1/20 установленного лимита за единицу;
- МБП со стоимостью более 1/20.
- По МБП более 1/20 начисляется износа двумя способами:
- при отпуске материалов износ = 50 % их стоимости; при списании - оставшиеся 50 % стоимости за минусом износа;
- начисляется износ 100%
- по специальным инструментам, приспособлениям и сменному оборудованию износ начисляется исходя из сметной ставки и запланированного выпуска продукции с помощь этих инструментов.
- Учет МБП стоимостью более 1/20 установленного лимита.
- Дт 12/2 Кт 12/1 - отпуск МБП со склада в эксплуатацию;
- Износ: Дт 20 Кт 13 (50% или 100%) - МБП, переданные в основное производство. Дт 20 Кт 13 - в цех; Дт 26 Кт 13 - в административно-хозяйственные помещения.
- Износ при выбытии (списании): Дт 20, 25, 26 Кт 13 (50%) - стоимость оприходованного лома
- Списание МБП : Дт 13 Кт 12/2 - в результате износа (полный износ); Дт 10 Кт 13 - лом.
Учет осуществляется на предприятии в соответствии с учетной политикой на основании первичных документов по приходу ТМЦ. Существуют два вариант учета заготовления и приобретения ПЗ.
- Учет заготовления ПЗ ведется на счете 15 “Заготовление и приобретение материалов”. Дт - покупная стоимость ТМЦ, по которым предприятие получило расчетные документы поставщиков. Дт 15 Кт 60, 71, 23, 76. Отдельной строкой отражается НДС по поступившим материалам: Дт 19 Кт 60 (постоянные поставщики), 76 (разовые поставщики). НДС в документе поставщика должен быть отражен отдельной строкой. Оприходование ТМЦ по учетным ценам отражается: Дт 10 Кт 15 - фактически оприходованные со склада материалы. Отклонение между фактической себестоимостью и учетной ценой: Дт 16 “Отклонение в стоимости материалов” Кт 15.
- Заготовление приобретенных ТМЦ: Дт 10 Кт 60, 76, 23, 71, 20 (если возврат неиспользованных ТМЦ). Транспортные заготовительные расходы: Дт 10 Кт 60, 76, 23, 71).
- При поступлении ТМЦ возможно:
- на предприятие поступают сопроводительные документы от поставщика, а ТМЦ пока отсутствуют. Их учет ведется как учет материалов в пути.
- поступают материалы от поставщика, а сопроводительные документы отсутствуют. Их учет ведется как учет неотфактурованных поставок.
- Особенности учета материалов в пути:
- в учетном регистре - журнал-ордер № 6 - производится запись общей суммы стоимости поступивших материалов. В графе, где отражается № приходного ордера ставится буква “Н”
- при поступлении ТМЦ от поставщиков в учетном регистре производится стонированная запись красными чернилами, и дополнительной строкой отражает приход ТМЦ по балансовому счету 10 и общей суммой, проставляется № приходного ордера. Неотфактурованные поставки: При поступлении ТМЦ выписывается акт приемки ТМЦ и стоимость поступивших ТМЦ отражаются в журнале-ордере № 6 по балансовому счету “Материалы” и в графе “Неотфактурованные поставки”. При поступлении счета по этой стоке производится запись по счету и НДС. Если есть отклонение между стоимостью материалов, отраженных в счете и оприходованных, то они отражаются по счету 16. При поступлении ТМЦ возможна их недостача и некачественная поставка. На сумму недостачи (некачественной поставки) составляется акт представителями предприятия и поставщика и предъявляется претензия виновникам: поставщику транспортной организации.
Поставка ТМЦ по претензии: Дт 10 Кт 63
Возврат денежных средств при погашении задолженности по претензии: Дт 51, 52 Кт 63 (поступили платежи по ранее предъявленным претензиям).
Учет расхода материальных ценностей
Отпуск ТМЦ на производство не означает их фактических расход. Существуют различные способы определения расхода ТМЦ на производство:
- Способ документального оформления. Фактический расход материалов осуществляется на основании разработанных норм расхода. При наличии отклонения между нормативными и фактическими расходами составляется документ “Требования с сигнальными признаками” (красная черта по диагонали или на бумаге другого цвета).
- Инвентаризация.
Фактический расход материалов определяют по данным инвентаризаций. В конце месяца или смены путем инв-ции определяется остаток неиспользованных ТМЦ. Фактический расход материалов на производство определяется расчетным путем:
Остаток на начало месяца + количество поступивших материалов за месяц - остаток ТМЦ на конец месяца.
- Метод партиенного раскроя.
(В отраслях, где использование ТМЦ осуществляется в результате их раскроя на ткани, металлы.)
В конце отчетного периода определяется остаток материалов.
Фактический расход = расход по норме - отклонения.
Учет расходов материалов ведется на основании листа раскроя по партия.
-
В условиях рыночной экономики предприятие имеет право продавать ТМЦ. Реализация ТМЦ:
- Дт 48 Кт 10 - по отпускным ценам
- Дт 48 Кт 68 - начисление НДС
- Дт 51 Кт 48 - зачисление выручки
- Дт 48 (80) Кт 80 (48) - финансовый результат: прибыль (убыток)
Инвентаризация производственных запасов
Контроль за состоянием ПЗ и порядок отражения в учете результатов их инвентаризации. Для контроля за состоянием использования ПЗ проводится инвентаризация. Сроки проведения инвентаризации (причины):
- один раз в год перед составлением годового отчета (сплошная инвентаризация);
- выборочно по указанию руководителя предприятия;
- при смене материально ответственного лица;
- при выявления хищения материальных ценностей.
- Выявление недостачи: Дт 84 Кт 10
- Недостача в пределах норм естественной убыли: Дт 25, 26 Кт 84
- Сверх норм за счет виновных: Дт 70 Кт 84 (небольшая), Дт 73 Кт 84 (большая), Дт 73 Кт 84 и Дт 76 Кт 73 (очень большая)
- Виновник не установлен (списывается на издержки производства) Дт 25, 26 Кт 10
- В результате стихийных бедствий Дт 80 Кт 84