Материалы сайта
Это интересно
Философия
Продолжение
Непрерывная борьба трудящихся за свои права и свое освобож дение составляет основное содержание всей политической истории человечества. Народ всегда являлся главной движущей силой всех социальных революций.
Вопрос о жизни и свободе нации решается народом. Именно он с оружием в руках поднимался на защиту родины. Так, героичес кая борьба русского народа освободила Русь от монголо-татарского ига и наполеоновского нашествия. Миллионные массы трудящих ся спасли Европу от фашистского порабощения. Основную тя жесть этой борьбы вынес на своих плечах наш народ.
Народ — творец истории, но его творческая роль исторически неодинакова, как неодинаков и сам народ на различных ступенях развития общества, как неодинаковы его опыт, знания, созна тельность. Опыт истории показывает, что могут быть периоды, когда народ впадает в заблуждение — даже в своем большинство. Немецкий народ, давший гениев философии, музыки, литературы, науки, техники, образец трудолюбия, поддавшись демагогии Гитлера, в своем большинстве одобрил убийц, стал поработите лем других народов. Русский народ, оболваненный сталинской мифологией, превратился в жалкого раба, впал в грех лицеме рия, лжи и идолопоклонства. Иногда «удается дурачить народ, но только некоторое время; дольше — часть народа; но нельзя все время дурачить весь народ». Рано или поздно наступает про зрение, когда народ осознает позор своих затмений духа и деяний.
В ходе общественного развития существенным образом меня-этся условия, в которых проявляются силы народа. Например, при деспотических режимах активность масс резко снижается: апатия «снизу» — это реакция на гнет «сверху». Историческая роль народа возрастает по мере прогресса человечества. Это объясняется углублением социальных преобразований. Чем более сложные исторические задачи встают перёд обществом, тем все более широкие массы народа включаются в общественные преобразования. Неуклонный рост влияния народа на жизнь общества в свою очередь обусловливает колоссальное ускорение темпов исторического развития.
Строго говоря, каждый человек, если он не преступник и не дармоед, обладая нормальным рассудком и нормальным здоровьем, является, в меру своих сил, творцом исторического процесса. 1о словам Г. Гегеля, в историческом процессе «индивидуум является субъектом деяний и событий со стороны особенности своего характера, гения, своих страстей, силы или слабости своего характера и вообще со стороны того, благодаря чему он является именно данным индивидуумом».
страницы: [ 1 ] [ 2 ]