Материалы сайта
Это интересно
Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм
Экологическая философия изучает методами философии взаимодействие общества и природы, пути утверждения гармонического единения между человеком и миром природы. Как этого достичь в условиях, когда человек стремится добиться успеха во что бы то ни стало, когда большая часть ограниченных ресурсов планеты переводится в отходы и мусор, загрязняющие планету? Как добиться сохранения экосистемы человек — при рода в условиях доминирования не экологических, а экономических и политических интересов? Выход из кризисной ситуации видят в основном в придании приоритета экологическим ценностям. Материальное производство, используемые технологии, экономика, политика — все это должно быть подчинено требованиям экологической этики и экологического права. Так как воздействие человека на природу часто имеет планетарный характер, то целый ряд актуальных экологических проблем может быть разрешен лишь в условиях международного сотрудничества и наличия реального чувства международной эко логической ответственности.
Как считают ученые, естественная среда составляет экосистему, которая поддерживает равновесие между человеком природой. Это одновременно простой и сложный механизм, в котором все элементы тесно связаны и поэтому нормально функционируют, но он расстраивается при отсутствии хотя бы одного единственного звена. Для понимания экосистемы необходимо учитывать, что Земля — это отдельная планета и практически не существует источников получения дополнительной материи. Все простые элементы, кислород, азот, углерод, или твердые элементы являются продуктами трансформации в экосистеме, которая как бы разрешила проблему вечного движения: ничто не возникает само по себе и ничто не исчезает, все трансформируется. Драма в экосистеме возникает в результате появления продуктов, которые навсегда исключаются из цикла превращений и становятся бесполезными, а во многих случаях губительными отбросами, лишенными способности трансформироваться. Причем единственным существом, создающим такие отбросы, в совокупности составляющие основу загрязнения экосистемы, является человек, который создал синтетическую химию и другие отрасли, производящие неразлагаемые продукты.
Возникли экологическая и продовольственная проблемы, принявшие глобальный характер.
Как считают специалисты по «экологическому космизму», основой ресурс Земли — не запас вещества и энергии, а запас закономерностей. Это геолого-географические закономерности, которые лежат в основе климатической машины планеты и ее биосферы. В течение многих миллионов лет в результате действия этих закономерностей образовалось то, что мы называем полезными ископаемыми. Но они созданы вовсе не ради нашей пользы. Нашу планету можно сравнить с живым организмом, а месторождения полезных ископаемых — с глазами, ушами, нервами, а также сосудами для перетока космических энергий. Хищническое использование этих ископаемых представляет, по мнению ученых, деяние, направленное на разрушение «запаса закономерностей» эволюции Земли, на разгром ее «климатической машины».
Экологическая философия — молодая дисциплина, ее философские ориентиры лишь вырабатываются, на многие актуальные вопросы она не знает ответа. Человечество, умудрившееся попасть в экологический кризис, не знает четких путей выхода из него. Несмотря на более или менее успешную реализацию программ по развитию безотходных производств и альтернативных технологий, развитию экологического законодательства, человечество по-прежнему не покинуло район экологического кризиса. Все более очевидным становится, что главная экологическая проблема ("дыра") находится не в озоновом слое Земли, а в ценностно-этических представлениях человека и общества. Казавшиеся столь незыблемыми принципы гуманизма должны соотноситься не только с человеком, но и с природой. В таком случае гуманизм теряет свое прежнее содержание и становится эко-гуманизмом. Любовь человека, эгоистически направленная только на него самого, привела в конечном счете к экокризису. Эко-гуманизм в отличие от традиционного гуманизма видит в природе бытие человека. Природа есть символическое бытие человека. Именно поэтому человек вынужден относиться к природе так же бережно, как к самому себе.
Мы уже отмечали, что экологическая философия встречается с трудностями. Это неудивительно, ибо как философия, так и современные науки мало, явно недостаточно изучали сам феномен символического бытия человека. Но без знания содержания этого феномена успешное экологическое движение просто невозможно.
Человечество вынуждено обратиться к природе как арене проявления человеческого бытия. Один из относительно новых комплексов экоаксиологических ориентации связан с биоэтикой, центральным вопросом которой является отношение человека к жизни и смерти. Жизнь, особенно человеческая, понимается как высшая ценность. Кстати, общество не без труда ищет подходы и к нашим "меньшим братьям". В токийском зоопарке поставлен памятник умирающим в неволе животным. Но всегда ли человек сознает свою вину перед животными?
страницы: [ 1 ] [ 2 ]