Материалы сайта
Это интересно
Философия
Продолжение
Теоретический закон (закон науки) формируется на теоретическом уровне, когда уже познаны различные стороны объекта, выраженные в ряде категорий, в том числе в категориях причины и следствия, необходимости и случайности. Содержание закона близко понятию сущности, выражает главное в ней, хотя сущность более общая и богатая по своему содержанию категория.
Закон — это внутренняя необходимая, существенная связь в объекте или между объектами, она характеризуется также всеобщностью и относительной устойчивостью.
Действие закона нередко затруднено противодействующими факторами, это особенно характерно для законов функционирования и развития общества. Например, экономические законы в условиях рынка прокладывают дорогу через массу случайностей и отклонений, действуют как законы-тенденции.
Понятие закономерности в широком понимании совпадает с понятием детерминизма, охватывает все формы взаимосвязи и взаимообусловленности, выступает как всеобщий «мировой порядок». Всеобщая закономерность включает закономерности отдельных сторон действительности: природы, общества, мышления, а также закономерности каждой из этих областей (например, экономической подсистемы общества), представляя собой, таким образом, общность законов мира в целом или какой-либо его части. Но закономерность не есть закон, она фиксирует некоторую «правильность», повторяемость, «сигнализирующую» о существовании закона. Познание, установив закономерность, стремится раскрыть за ней закон и таким образом объяснить закономерность как его проявление. При таком понимании закон и мерность представляют собой парные категории, выражающие две стороны объекта: внутреннюю, существенную и внешнюю, являющуюся.
Открытие закона — сложный процесс, основанный на изучении многих фактов, их анализе, систематизации и обобщении. Обычно он формируется в форме гипотезы, которая проходит затем стадию проверки, подтверждается новыми фактами, теоретически и практически обосновывается и, наконец, формулируется как научный закон.
Явление и сущность.
Понятие «явление» неоднозначно. Оно употребляется для обозначения объекта в его целостности, в единстве всех его сторон. В этом смысле говорят о явлениях природы, психических явлениях и т.п. В другом значении это понятие употребляется в отношении своей противоположности — сущности для обозначения внешней, «являющейся» стороны объекта в отличие от его внутренней стороны, скрытой от непосредственного восприятия.
В начале познания эти два значения по существу совпадают выделенная мышлением определенность представляет собой и некоторую целостность — как явление действительности и вместе с тем как его внешняя, являющаяся сторона. В процессе познания различие между двумя пониманиями явления выступают и более отчетливо, а после того, как сущность выявлена, оно становится очевидным.
Познание движется от явления к сущности. Но сущность не находится на поверхности и не может быть дана в непосредственных восприятиях. Проникая в сущность, мышление выделяет противоположные стороны объекта, фиксируя их в парных категориях: количество — качество, единичное — общее, часть целое, форма — содержание и т.д. Результатом движения познания от явления к сущности является синтез категорий, выражающих определенные стороны сущности и явления. Сущность представляет собой синтез категорий «общее», «содержание», «причина», «необходимость», «закон». Явление — синтез категорий «единичное», «форма», «следствие», «случайность», «закономерность».
Категории, характеризующие явление и сущность, раскрывают их содержание с какой-либо одной стороны. Сущность - это внутренняя сторона объекта, явление — его внешняя сторона, сущность — общее для некоторого множества объектов явление проявляется в своей единичности. Содержание, причина, необходимость, закон также характеризуют стороны сущности. Форма, следствие, случайность, закономерность - различные проявления сущности. Они характеризуют явление. В своем единстве, дополняя друг друга, эти пары категорий раскрывают содержание сущности и явления.
страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]