Материалы сайта
Это интересно
Философия
Продолжение
Таким образом, абстрактное — это неполное, одностороннее знание об объекте, выраженное в категориях; конкретное — знание всестороннее и полное, отражающее объект во всей совокупности его сторон и связей.
Теоретическое мышление, переходя от одной абстракции к другой, синтезирует их в процессе восхождения к конкретному— всестороннему знанию об объекте, его теории.
Восхождение имеет определенную структуру, основными элементами которой являются исходный пункт (начало восхождения) процесс восхождения и его результат.
Началом восхождений должна быть наиболее абстрактная категория, содержащая в себе в неявном виде другие категории (у Гегеля категория бытия). Процесс восхождения представляет собой развертывание категорий (по Гегелю, это качество — количество — мера — сущность — явление — действительность и т.д.), последовательность которых образует ступени восхождения к его результату — идее.
Как объективный идеалист Гегель представил процесс восхождения в виде ступеней саморазвития абсолютной идеи, независимо от реальной действительности. С материалистических позиций мышление, как замечает Энгельс, не может черпать и выводить свои формы из самого себя, а только из внешнего мира. А из этого следует, что восхождение от абстрактного к конкретному возможно лишь на теоретическом уровне познания, когда в науке уже сложились основные понятия, опираясь на которые и осуществляется восхождение. Однако процесс познания в целом включает в себя оба восхождения — от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.
С исследования реального объекта (объективно-конкретного) начинается познание. Это исходный пункт познавательной деятельности, движение от чувственно-конкретного к образованию абстракций. Только на основе выявленных абстракций возможно второе восхождение — от абстрактного к конкретному, к воспроизведению конкретного посредством мышления.
Дело не только в том, что без первого «восхождения» невозможно образование абстракций, но еще и в том, что весь процесс восхождения от абстрактного к конкретному опирается на первое восхождение, т.к. предполагает постоянное обогащение содержания теоретической мысли эмпирическими данными. Это выражается в уточнении и обогащении абстракций, которые являются ступенями движения к конкретному, во введении новых понятии полученных из анализа объективно-конкретного. Поэтому восхождение от абстрактного к конкретному не может рассматриваться как полный отрыв от эмпирического уровня познания, не быть интерпретировано, как у Гегеля, в виде чистого восхождения, выведения одного понятия из другого безотносительно к реальной действительности. Оба процесса неразрывно связаны друг с другом, составляют единство, ведущей стороной которого в теоретическом познании является восхождение от абстрактного к конкретному, а необходимым моментом — восхождение от конкретного к абстрактному, опираясь на которое познание движется от знаний об отдельных сторонах объекта, выраженных в абстракциях, ко все более полному и всестороннему знанию, к синтезу категорий, к теории объекта.
страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]