Материалы сайта
Это интересно
Познание
Многообразные отношения человека к миру включают познавательное отношение, познание, представляющее собой активную деятельность людей, направленную на приобретение знаний. Знания - это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях, теориях) и закрепленный в знаках естественных или искусственных языков.
Существуют различные виды познания: обыденное, основанное на повседневном опыте и здравом смысле, художественное, характеризующееся чувственно-образным отображением действительности, научное, основными чертами которого является системность и обоснованность, применение специально разработанных методов исследования. Можно выделить и другие познания и соответственно — знания. Каждый из них имеет свои особенности. Вместе с тем эти особенности не исключают общих закономерностей и общих проблем, свойственных для познавательной деятельности. Общие проблемы познания: его природа, отношения знания и реальности, условия его истинности являются предметом исследования одного из относительно самостоятельных разделов философии — теории познания, или гносеологии (греч. — знание и учение).
Гносеология тесно связана с онтологией, основные проблемы которой рассмотрены нами ранее. Онтологические категории используются в познавательном процессе и, следовательно, имеют гносеологическую сторону. Гносеологические категории и принципы имеют онтологическое обоснование.
Познавательную деятельность человека изучает не только гносеология, но и ряд специальных наук, в том числе такие разделы современной психологии, как психология восприятия, психология мышления, некоторые направления лингвистики и др. Эти науки исследуют отдельные стороны познания, полученное ими результаты имеют важное значение для решения общих проблем гносеологии, ставят перед не г новые проблемы, предлагают новые подходы к их решению. Но ни одна специальная наука, ни их совокупность не заменяют и не могут заменить гносеологию как раздел философии. Они не ставят и не решают коренных проблем познания, среди которые исходной является проблема познаваемости мира.