Материалы сайта
Это интересно
Философия
Продолжение
Основные формы движения. С точки зрения материалистической диалектики движение неразрывно связано с материей, является способом ее существования, ее неотъемлемым атрибутом. Нет материи без движения, как нет и движения без материи. Существует движущаяся материя или, что то же самое, материальное движение. Быть, — значит быть в движении.
Определение движения как всякого изменения вообще выражает то, что все существующее находится в постоянном стремлении к другому, измененному состоянию. Но изменяется только сохраняющееся, то, что имеет относительную устойчивость и находится в относительном покое. Без определенной степени устойчивости в мире ничто не существовало бы. «Изменение, — писал И. Кант, — есть один способ существования, следующий за другим способом существования того же самого предмета. Поэтому то, что изменяется, есть сохраняющееся, и сменяются только его состояния»1.
Итак, изменение предполагает свою противоположность как необходимое условие — сохранение, устойчивость, покой, ирода движения противоречива и представляет собой поток, способ взаимодействия и связь состояний изменения, их относительное сохранение в любых процессах. Поэтому в широком философском смысле движение есть разрешение противоречий между сохранением и изменением. Движение носит абсолютный характер, покой — относительный, так как всякое сохранение, будучи необходимым условием движения, неизбежно обречено на изменение. Движение — вечно, абсолютно. Изменение в противоречивой природе движения выступает как ведущая, определяющая противоположность. Противоречивая природа движения выражается не только в понятиях устойчивости и изменчивости, но и в других категориях: прерывности и непрерывности, качества и количества, содержания и формы, необходимости и случайности, возможности и действительности и т.д. Являясь атрибутом материи, движение объективно, как и сама материя, универсально, всеобще, несотворимо и неуничтожимо, прерывно и непрерывно. Движение — вечно, оно не привносится извне, не берется никуда, а есть самодвижение, потому что импульс, стремление к изменению заложены в самой противоречивой природе материального мира. Движение — не внешнее свойство материи, ее внутреннее, неотъемлемое свойство, атрибут, основной способ ее существования. В этом смысле природа движения абсолютна, так как абсолютна сама материя. Эта абсолютность сражается в объективности движения, в несотворимости и неуничтожимости, его универсальность в том, что оно есть самодвижение. Вместе с тем движение относительно, так как всегда существует и проявляется в различных конкретных изменчивых формах, каждая из которых не может быть представлена как исключительная, наиболее важная в изучении всего многообразного движения. Познание движения осуществляется через изучение отдельных преходящих его форм. И понимание движения как изменения вообще предостерегает от сведения одних форм движения к другим.
Материальный мир неисчерпаем, имеет бесчисленное множество форм движения, которые можно классифицировать и выделить из них ряд основных форм, характеризующихся некоторыми общими признаками: своим носителем, уровнем структурной организации и самоорганизации (неорганическая и органическая природа, общество), своими объективно действующими законами. К тому же, классификация основных форм движения материи обусловлена также и уровнем развития отдельных наук и философии. Впервые в истории познания классификация форм движения была разработана Энгельсом. Он выделил: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения материи. Данная классификация разработана во второй половине ХIХ века и основывалась на знаниях того времени. Учитывая это обстоятельство, Энгельс не считал данную им классификацию законченной. Современная наука располагает новейшими научными данными. Поэтому, признавая справедливость основополагающих принципов классификации основных форм движения материи, которую дал Энгельс, многие современные ученые ставят вопрос о необходимости ее уточнения и изменения. Например, понимание механической формы движения материи основывалось прежде лишь на классической механике. Современная наука установила наличие и других механик. Поэтому если раньше считали, что механическая форма движения включает в себя лишь количественные изменения, то теперь установлено, что она несет в себе и качественные изменения. В настоящее время стало известно много нового и о других формах движения материи, например, о взаимопревращениях элементарных частиц и полей, о внутриатомных превращениях и т.д.
Однако выделенные Энгельсом основные формы движения материи не противоречат современному научному знанию. Данная классификация, во-первых, не допускает сведения высших форм к низшим, сложных к простым, так как целое есть не простая сумма частей; во-вторых, она раскрывает органическую связь всех форм, показывает, что высшие формы в подчиненном виде содержат в себе более простые, низшие. Однако понять явления высшей формы, исходя только из знаний о низших формах, невозможно. Например, биологические процессы жизнедеятельности организма включают в себя физико-химические процессы, но на основе этих процессов нельзя понять деятельность живого организма как целого. Нельзя объяснить жизнь, исходя не только из физических и химических законов. Живой организм функционирует и развивается по своим, биологическим законам, протекающие в нем физико-химические процессы органически подчинены целому, обусловлены, определены работой целого. Высшая форма движения материи несет в себе новое качество, которое вбирает в себя все простые формы, но не является их простой суммой, простым сложением, а представляет собой новое, органически целое, которое функционирует и изменяется по иным, своим законам. Таким образом, высшие формы движения образованы от простых, низших, но в то же время несводимы к ним как к простой сумме частей.
Другое дело, что для более глубокого познания высших форм движения материи необходимо изучение и более простых процессов, составляющих их основу. Поэтому недопустим и отрыв высшей формы от низших. Чтобы понять возникновение и развитие сшей формы, ее структурную организацию, функционирование и развитие, требуется исследование взаимосвязи и взаимодействия всех форм движения, необходимо знание общих свойств, общих законов, объективно действующих в неживой, живой природе, обществе и познании. Отрыв и обособление высшей формы движения материи от низших форм неизбежно ведет к отрицанию генетического и структурного их единства, не дает ложности во всей глубине понять возникновение и функционирование нового.
Материальный мир в своем движении качественно многообразен и един. В этом качественном многообразии следует учитывать специфику каждой формы движения материи и их взаимосвязь.
страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]