Материалы сайта
Это интересно
Вещь, свойство, отношение
Бытие существует в разнообразных формах, которые принято выделять на основании их специфики: бытие неживой природы («первой», независимой от человека, и «второй», созданной человеком), бытие живой неодухотворенной природы, бытие человека, бытие идеального и общественное бытие. Но в бытии как сложной системе можно выделить не только подсистемы (формы), но и элементы. Материальное бытие, объективная реальность — это бытие вещей, их свойств, отношений, процессов; бытие идеального, субъективная реальность существует в виде их образов: ощущений, восприятий, представлений, понятий и других идеальных форм. Рассмотрим понятия «вещь», «свойство», «отношение».
Под вещью (предметом, объектом) понимается все, что обладает свойствами и находится в отношении с другими вещами. Вещь характеризуется целостностью, относительно самостоятельным существованием, относительной устойчивостью, а также определенными пространственными, временными, качественными границами, она является носителем свойств и отношений, так как свойства существуют не сами по себе, а как свойства вещи, так же как отношения — это отношения вещей.
Свойство принято определять как сторону предмета, обусловливающую его различие или сходство с другими предметами. Однако такое понимание является слишком широким и совпадает с определением признака в формальной логике, где признаком называется все, что так или иначе характеризует предмет: любые черты, характеристики предметов, их распознавания, отождествления, различия и т.п., т. е. все то, по чему можно признать что-либо. Признаком может быть не только свойство, но и отношение, а также отсутствующее свойство или отношение, что служит основой для образования отрицательных понятий ( например, «несвойственный», «безотносительный» и т.п.). Признак, отсутствующий у вещи, не свойственный ей, не является её свойством.
Нетождественность понятий «признак» и «свойство» предполагает выяснение содержания последнего.
В истории философии, начиная с Локка, сложилась традиция делить свойства (качества) на первичные и вторичные. Первые — фигура, протяженность, движение, покой, непроницаемость — принадлежат самим вещам и существуют объективно; вторые — цвет, свет, запах, вкус, звук — субъективны, так как, по мнению Локка, в вещах нет ничего подобного нашим идеям об этих качествах. Правда, Локк не был последователен в истолковании вторичных качеств, признавая в ряде своих высказываний их объективное существование, тем не менее, его учение привело к субъективно-идеалистической интерпретации не только вторичных, но и первичных качеств, к отрицанию объективности свойств и самих вещей.
Материализм исходит из признания объективности всех свойств. И хотя цвет, запах, вкус и другие, так называемые вторичные качества, зависят от субъекта, от строения его органов чувств, они объективны по своему источнику. Ощущение того или иного цвета естествознание объясняет различной длиной световых волн, существующих вне человека и независимо от него. Воздействуя на сетчатку глаза, они вызывают ощущение цвета.
Свойство вещи проявляется только в ее соотношении с другими вещами. Свойство магнита притягивать проявляется в его взаимодействии с железом. Свойство товара проявляется в его способности обмениваться на другой товар (или на замещающие его деньги).
Свойство представляет собой способность вещи определенным образом соотноситься с другими вещами, т.е. как-то воздействовать на них и реагировать на воздействие с их стороны. Свойство существует актуально, если в данный момент вещь взаимодействует с другой вещью, и потенциально, если вещь не взаимодействует с нею. Свойства данной вещи не возникают из их отношения с другими вещами, а лишь обнаруживаются в таком отношении.
страницы: [ 1 ] [ 2 ]