Материалы сайта
Это интересно
Философия
Продолжение
Кризис физики имел своей основой механистическую картину мира и метафизический подход к объяснению его явлений. С точки зрения диалектики философское понятие материи не может быть сведено к представлению о ее строении и свойствах. Эти представления меняются, и будут меняться вместе с развитием науки. Современная физика, проникая в глубь материи, добилась крупных успехов. Она открыла множество элементарных частиц, исследовала их свойства и специфику взаимодействия. Формируется новая картина строения материи. Но это вовсе не означает изменений ее философского понятия.
Выступив с критикой «физического идеализма» в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1908), Ленин сформулировал философское понятие материи. Опираясь на идеи французских материалистов, он выделил единственное ее свойство — «быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания». Развернутое философское определение, данное в ленинской работе, сформулировано следующим образом: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
В этом определении материя не отождествляется с каким-либо ее конкретным состоянием — водой, воздухом, огнем, с ее пониманием как вещества, состоящего из атомов, элементарных частиц и т.п., оно не связано с представлениями о ее «неизменных свойствах». Это широкое философское понятие, охватывающее всю объективную реальность. Вместе с тем (и это важно подчеркнуть) данное определение — гносеологическое, на чем настаивал Ленин. Оно построено на противопоставлении материального и идеального, материи и сознания. В онтологическом смысле материя представляет собой единственную субстанцию, причину самой себя (саиза 5ш Спинозы). Она несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве. Движение, пространство, время, системность и самоорганизация, а также сознание — ее свойства.
страницы: [ 1 ] [ 2 ]