Материалы сайта
Это интересно
Философия
Познание
Предполагаемые ответы это отражение субъектом объекта, это проникновение во внутренний мир человека, это проектирование. Все виды познания отличаются следующей базовой ценностью: добро-красота-истина. Может ли человек в своих представлениях и понятиях составить верное отражение действительности?-
В решении этого вопроса выделяют следующее:
- Человек может познать.
- Отрицание познаваемости либо вообще, но скорее всего исчерпывающей познаваемости. Скептицизм это здоровое качество, но не следует скепсис возводить в абсолют. Агностицизм вскрывает сложность и противоречивость познания, аргументы агностиков формально правильные.
Античный скептицизм - эта форма идет от софиста Протогора, Протогор - релятивист: все меняется - все текуче, о каждой вещи возможно два противоположных мнения, надо выбирать - выбор делает сам человек, он свободен. Протогор формулирует тезис, который будет положен в основание всей западноевропейской культуры: мера всех вещей человек, существующих как они существуют (независящие от человека, например, р. Волга, дерево) и несуществующих, как они не существуют (логарифм, образ Пушкина). Протогор впервые формулирует субъективное понимание человеческого знания, всего знания в целом и истины в частности. Критерий истины это сам человек. Не существует приемлемого для всех, истина всеобщности не достигает. У каждого есть свое мнение. Но есть сведение: никто не имеет ложного мнения, но одно мнение если не истинное, то лучше, это мнение мудреца. Обычные люди способны только на мнение, а мудрецы на истину. Причиной всего общего для всех знаний является текучесть материи или объекта, который человек познает, постоянные изменения, которые происходят в самом человеке. Протогора называют двойной релятивист. Он говорит, что надо исходить из собственной выгоды, пользы. Первичным в таком случае становится непознавательное отношение к миру, а ценностное. Каждый имеет право на свое собственное суждение. Впоследствии эти рассуждение легли в основу скептицизма. В буквальном смысле слова это означает озираться. В произвольном смысле "скепсис" означает взвешивать, быть в нерешительности. Они никогда не категоричны - напр., мне кажется сегодня хорошая погода.
Философская мысль оказывается в состоянии тупика, противоположные определения объявленные одинаково истинными разрушают друг друга. Каждое положение имеет свою противоположную определенность. Это утверждение является рациональным. Вне поля скептиков остается единство противоположностей - диалектика скептиков получила название отрицательной. Совпадение субъективного и объективного невозможно, всякое знание вероятно. "Мы ничего не утверждаем даже того, что мы не утверждаем" - тезис скептиков.
Второй этап агностицизма связывают с Давидом Юмбом, он при построении своей теории совмещает философский анализ с психологическим. Для него исходный кирпичик знания это ощущение, но мы в принципе не знаем и не можем знать существует ли материальный мир как внешний источник ощущений. Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн. Теория познания Юма строится на соотношении элементов человеческого опыта:
а) впечатления это непосредственные живые сильные восприятия, это данность.
б) идеи - это слабые, вторичные восприятия (фантазии, образы). Познать вещь означает перечислить простые впечатления, спрашивать об истинности или ложности их не имеет смысла ибо истинными или ложными могут быть только идеи. А они истинны тогда, когда вполне соответствуют впечатлениям. Кроме простых идей существуют сложные, которые образуются путем комбинирования. Во всех науках накоплены знания и они комбинируются. В это время получила развитие отрасль физики - механика. Идеи приходят в связь друг с другом благодаря трем принципам (или видом ассоциирования связей):
- По сходству напр., "я вижу картину, на ней вижу человека, отсюда у меня появляются идеи" такой ход суждений соответствует математике.
- По смежности в пространстве и последовательности во времени это свойственно эмпирическому познанию.
- По причинно следственной зависимости. Это свойственно для теоретического знания.
Истинный скептик будет относится скептически не только к своим суждениям, но и сомнениям...
Третья форма скептицизма. И. Кант. Предмет философии не природа, не мир человека, а установление законов человеческого разума, определение его границ, анализ познавательных способностей человека. Все творчество Канта делится на два периода:
- материалистический, считает что все познаваемо человеческому разуму;
- кое-что нужно предоставить вере.
- Первая антиномия - мир бесконечен в пространстве и времени. Антитезис - мир конечен. В этой антиномии противопоставляет телеологическое и материалистическое решение вопроса. По Канту оба положения логически доказуемы. Нельзя признать истинным не теологию, не материализм.
- Вторая антиномия - всякая сложная субстанция состоит из простых. Антитезис - ни одна сложная вещь не состоит из простых, в мире вообще нет ничего простого. В этой антиномии представлена метафизическая и диалектическое решение проблемы части и целого. Абсолютно истинным не может быть ни тезис, не антитезис.
- Третья антиномия (считается самой главной Кантом) причинность по законам природы не есть единственная причинность для объяснения явлений необходимо допустить свободу. Антитезис - нет никакой свободы, все совершается в мире по законам природы. Комментарий Канта: предпочтение ничему отдать нельзя, в природе существует необходимость, там все жестко детерминировано, но человек наделен свободой воли, природная детерминация над ним не властна, человек живет в двух мирах: как феномен, он клеточка чувственного мира, он существует по законам этого мира; как ноумен - человек существо сверх чувственное, он подчинен идеалу, у человека два характера: эмпирический, он принят средой и ноуменальный (интеллигибельный, т.е. постигаемый только разумом) как бы присущий изнутри. Два характера (вышеназванные) в человеке переплетены, на этом основана вменяемость человека, вменяемость - его ответственность, напр., человек лжет - он причиняет вред обществу, вина целиком лежит на его разуме, т.к. он свободен. В интеллигибельном мире нет железного сцепления причин и следствий, там причинность через свободу (т.е. человек может пересмотреть даже собственный шаг, и в аналогичной ситуации поступить по-другому). Именно свобода делает человека моральным существом - нравственная свобода состоит в осознании долга.
- Четвертая антиномия - есть бог, антитезис - нет бога. Комментарий Канта: объективно доказать существование бога нельзя, но разум неспособен доказать и его небытие. Кант критикует все доказательства бытия бога, и предлагает новое - нравственное. Тот кто говорить что мир непознаваем, он уже что-то знает. Вернее будет сказать, что нельзя одним актом познать мир.
Вторая концепция связана с Демокритом, это отражение действительности в головах людей. С точки зрения Демокрита, я изучаю стол, от стола отслаиваются образы (эйдосы) и в порядке познания в таком порядке поступают в разум. Эпикур говорит что атомы (образы) самопроизвольно отклоняются, переплетаются и человек их улавливает порами тела, если же разум делает большую ставку на разум, то вероятность ошибки становится больше (т.к. он пытается чувства заменить разумом).