Материалы сайта
Это интересно
Философия
Проблема бытия в истории философии
Философия в начале понималась как метафизика, т.е. наука о вечных, неизменных, вневременных и поэтому, первых началах бытия. Философия с термином бытие выражает родовую категорию (т.е. наиболее общая, определяющая все остальные) особого раздела философской системы, который называется онтология. Онтология трактует об истинно сущем, т.е. существующем, имеющемся в наличии. Это сущее представляет собой единственную подлинную реальность, которая является устойчивой, постоянной и независящей от человека. Таким образом, бытие представляется во всякой онтологии в виде Абсолюта, т.е. абсолютного бытия. Первоначально такая заслуга провозглашения такой онтологической структуры мира принадлежит Пармениду (принадлежал к школе иллиадов), он утверждает "бытие есть, более того оно едино, неподвижно (не может измениться) и не может уйти в небытие, таким образом, небытия нет". Надо сказать, что онтология, как учение о бытие в своем развитии тесно связано с общественно-исторической ситуацией. Парменидовское неподвижное бытие на самом деле сменило в сознании людей господствовавшее прежде религиозное убеждение в незыблемости мира. Сознание древнего человека требовало для себя какой-то опоры и эта опора была обнаружена после крушения старой греческой религии философской категории бытия. Бытие это тот фундамент, та структура мира (вечная), с которой человек соотносит свое временное быстротечное и, по многим причинам социального характера, непрочное существование мира. Такое представление о бытие (5 век до н.э.) являлось определяющим для западноевропейской философии вплоть до 19 века.-
Основные этапы развития классической онтологии:
- Бытие, первоначально, понимали как субстрат, т.е. как всеобщую, универсальную материальную основу мира. Субстрат был материален, поэтому стихийный и наивный материализм являлся содержанием греческой натур философии.
- В новое время категория бытия сменяется категорией материи. Материю принимают через совокупность ее свойств. Материя выступает в виде самостоятельной, самодостаточной, ни в чем другом для своего существования не нуждающаяся сущности, такая сущность называется субстанцией (т.е. подлежащая, лежащая в основе).
- Декарт, французский философ 18, 19 века утверждает существование двух субстанций:
- это идеальная субстанция, обладающая свойством мышления. Существование такой субстанции для Декарта является очевидным, как очевидно для него его мышление, поэтому он говорит: "Я мыслю, следовательно я существую, а мышление самоочевидно".
- Вторая субстанция рядоположенная и существующая наряду с идеальной - телесная субстанция, которая обладает свойством протяженности в пространстве. Существование такой субстанции следует доказывать. Оно доказывается геометрическим путем. Проблемой было только одно - установить соответствие между обоими субстанциями. Не имея других философских средств в своем арсенале, Декарт говорит, что такое соответствие устанавливается богом.
- Последователем Декарта был Спиноза, который соединил две субстанции в одну единственную, которая обладает двумя свойствами: мышлением и протяженностью в пространстве. Субстанция является причиной самой себя causa sui она вечна и неуничтожима, ни в чем не нуждается, иначе говоря, субстанция это бог для Спинозы.
О материалистической онтологии, которая признает чувственный мир самодостаточным и определяющим собой весь мир духовных или идеальных образований, при этом сохраняется традиционная для метафизики противоположность субъективного и объективного. Объективное в философии это то, что не зависит от нашего сознания, т.е. от сознания познающего человека, иначе говоря, субъекта. Субъективное в философии называется все то, что является продуктом познающего разума и чувств человека, субъектом познания может выступать как отдельный человек, эмпирически ограниченный в пространстве и времени, так и целые социальные группы людей (сословия, классы и др.). Субъектом познания может выступать также человечество в целом, которое таким образом не имеет границ в пространстве и времени, познание которого бесконечно. Традиционная классическая философия сохраняет соотношение субъективного и объективного.
Диалектический материализм под материей понимает философская категория для обозначения объективной реальности данной нам в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашим сознанием существуя независимо от него. Материя рассматривается как основа единства мира. Это определение дано Лениным в 1908 и сыграло методологическую роль в развитии естественных наук. При помощи такого определения материи был преодолен кризис в физике возникший на основе научной революции (рубеж 19-20 веков, когда открыта делимость атома). Это определение находится в рамках классической философской традиции, которая восходит к пармениду и завершается в конце 19 века. Одна из характерных черт философских систем 19-20 века это именно отрицание прочных, стабильных структур бытия, которым традиционно противостояло мышление. Таким образом, происходит размывание неизменности бытия или происходит ослабление бытия. А философию называют философию с "ослабленной" онтологией. - Джанни Ваттимо. Размывание в неизменности бытия началось не в собственно онтологии, а в философии истории, т.е. в системах метафизического историзма 19 века, прежде всего у Гегеля (у него бытие лишь становится, т.е. развивается в соответствии с определенным ритмом, но все же еще поддерживается идеальная стабильность бытия как абсолюта). Два философа 19-20 веков Ницше и Хайдеггер стали мыслить бытие радикальным образом, т.е. мыслить как событие. Для них чтобы говорить о бытии нужно понять в какой точке этого бытия находимся мы сами, т.е. субъекты. В таких философских системах онтология это не учение об объективной структуре мира, а интерпретация наших условий или нашей особенной ситуации. Ницше поэтому говорит: "Весь мир есть интерпретация". Бытие есть ничто вне своего события, а событие происходит в определенном историческом контексте, условиях, поле. Следовательно бытие исторично, временно. Хайдеггер говорит, что бытие это время (о как). Уже философию Ницше называют нигилизмом, который отвергает всякие сакральные формы нашего мира и таким образом отказывается от того, чтобы обосновывать хоть какие-то абсолюты (и бытийственные (т.е. онтологические), и нравственные). Из такого типа философии рождается способ мысли - негативное мышление. Сакральное мышление, которое основывалось раньше на традиционной онтологии на самом деле давало миру порядок и форму, устойчивость. После чего мир подвергся дестабилизирующему воздействию нигилизма. В итоге мир превратился из абсолютного и сакрального в исторический мир. Это призывает нас возвратиться к парменидовскому взгляду. Возникает вопрос, на сколько серьезен поворот происшедший в философии в 19 веке. Рассмотрим позицию Хайдеггера. Он считает, что необходимо провести различие между философской метафизикой и научной философией, которая казалось восторжествовала в 19 опираясь и часто спекулируя достижения НТР. Он говорит, что главное отличие философии от науки это предельное вопрошание о конечном, абсолютном. Главный вопрос философии вопрос о бытие. Бытие для Хайдеггера есть постольку, поскольку есть человеческое бытие, т.е. бытие есть измерение нашего существования. Человек выступает в качестве хранителя бытия (в то время как в традиционной философии бытие выступало хранителем человека). Хайдеггер говорит о забвении бытия в традиционной классической философии, которая субъективному человеческому существованию предпочитала объективные структуры бытия, поэтому надо дать возможность бытию быть, для этого надо вслушиваться в зов бытия или надо дать бытию сказаться. Возникает вопрос о языке: язык это дом бытия, говорит Хайдеггер. В языке бытие само сказывается. Для Хайдеггера и его последователей бытие уже не есть субстанция, не есть идея и бытие это не бог. Бытие для него не может быть определенным и фиксированным, оно есть некая способность и возможность человека. Бытие располагает человеком, но оно не существует вне человека. В область онтологии вторгается человеческий произвол, который очень часто люди склонны путать со свободой. Отсюда возможны разрушительные последствия, которые угрожают самому человеческому общежитию. В мире, который не задан никакими прочными онтологическими структурами возможно все. Вопрос о бытии связан с вопросом о понимании смысла и значения истории.