Материалы сайта
Это интересно
Философия
Иммануил Кант (1724 - 1804)
Германия в 18 веке была менее развита в экономическом, политическом и социальном отношении, чем Англия и Франция, но тем не менее именно в Германии произошел расцвет философии.Кант родился в Кенигсберге (часть Прусского государства) в семье ремесленника, которая никогда не обладала достатком но дети были хорошо воспитаны и дисциплинированы, в семье царил религиозный дух. В школе он проявил интерес к изучению древних языков. После школы Кант поступает в университет на теологический факультет (по настоянию отца), хотя его больше привлекала философия и математика. После окончания ему пришлось работать учителем, для того что бы заработать себе на жизнь. С 1755г. преподает в Кениксбергском университете, для того что бы преподавать в этом университете он должен был защитить 3 диссертации: общую, на звание приват-доцента и на звание профессора. Преподовательская деятельность долго не приносила дохода и ему пришлось работать помощником библеотекаря. В университете он преподавал математику, физику, теологию, антропологию и философию. С 1786г.-ректор университета. В 1788г. избран на второй срок. Никогда не имел семьи, не выезжал из родного города, общался только с учениками, самым главным в его жизни была работа. Кант выделяет два этапа своей деятельности: докритический и критический.
Докритический период
В I период его волновала проблема возникновения жизни и земли сточки зрения естественных наук. Основное произведение этого времени "Всеобщая естественная теория и история неба". В этой работе он осуществляет попытку истолковать строение и механизм происхождения миросоздания, исходя из принципов Ньютона. Эта книга была издана анонимно весной 1755 года и посвящена Фридреху Второму. Трактат состоит из 3-х частей: 1-ая носит вводный характер-идеи о системном устройстве мироздания. Млечный путь не рассеянное скопление звезд, а система имеющая сходство с солнечной системой (галактика сплюснута, в середине находится солнце), галактик много во вселенной и все они связанны между собой. Центральная проблема 2-ой части-проблема возникновения и создания небесных миров. Кант считал, что необходимыми условиями являются: а). существование частиц небоматерии которые отличаются друг от друга плотностью, б).действия сил притяжения и отталкивания. Различие в плотности-сгущения вещества порождает центры притяжения к которым стремятся легкие частицы, которые падая разогревают центральную массу доводя ее до раскаленного состояния. Сила отталкивания препятствует скоплению частиц в одном месте. Часть частиц в результате противоборства обретают круговое движение, образуя другие центры притяжения-планеты-спутники. Этот процесс бесконечен. В итоге-солнце сожжет Землю. Во всех звездных мирах действуют одни и теже принципы. 3-ая часть-опыт сравнения обитателей различных планет. Земля обитаема так же как и другие планеты, но она обитаема не везде. Этот же принцип он применял по отношению ко всей вселенной. Он поставил вопрос - в какой мере удаленность от солнца влияет на способность мыслить у всех живых существ. Вещество из которого состоят обитатели планет тем легче, чем дальше от солнца расположена планета.
Критический период
3 основные книги написанные Кантом в этот период: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения". Для Канта-критика это исследование границ и пределов человеческой деятельности. Формируя область духовных исканий человека, Кант выделил 3 главные проблемы, которые вместе образуют духовную деятельность. 1-ая "Что я могу знать?", 2-ая "Что я должен делать?", 3-я "На что я могу надеяться?". В процессе работы он приходит к тому, что существует еще одна проблема "Что такое человек и чем он может сам стать?"
Кант считал, что существует 3 ступени познания: чувственность, рассудок и разум. "Дают ли эти ступени истинное познание и до какой степени?"
Вещь в себе это любой предмет материального мира вовлеченный в процесс познания, но он не может быть дан человеку полностью, т.к. человек познает только явление, а не объект. Трансцендентальный-связанный с деятельностью человека. Транседентный-не относимый к деятельности человека. Вопрос: "Возможно ли познание на уровне чувствительности?" "Как дать человеку новые знания?" - рассматривает границы познаваемости мира.
Разум формирует положения которые одновременно могут быть истинными (П) и ложными (Л):
(Л): Мир имеет начало во времени и имеет границы.
(П): Мир не имеет начала во времени и не имеет границ.
(Л): Всякая сложная вещь состоит из простых вещей, существует только простое или состоящее из простого.
(П): Ни одна сложная вещь не состоит из простых вещей и вообще в мире нет ничего простого.
(Л): Причинность по законам природы есть не единственная причинность из которой можно вывести все явления в мире, для объяснения явления нужно допустить свободную причину.
(П): Все совершается по законам природы.
(Л): Миру принадлежит или как часть его или как причина абсолютно необходимая сущность.
(П): Нет абсолютно необходимой сущности. Только с помощью разума можно понять до конца трансцедентальные явления, но когда разум обращается к трансцендентным явлениям то невозможно познать явление до конца. Выход-человек должен обратиться к вере, (Кант ограничивает сферу разума, оставляя место для веры).
Этика. Человек является человеком т.к. у него есть чувство долга.