Материалы сайта
Это интересно
Философия
Герцен и Чернышевский как философы
Материалисты А.И.Герцен (1812-1870), Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Они являлись не только философами-теоретиками, но и идеологами русской революционной демократии. Русские философы прошли поучительную школу немецкой классической философии и французского просвещения. После глубокого увлечения гегельянством русская философия повернулась в сторону материализма (не без помощи Фейербаха), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию, идею о том, что сознание есть свойство не всей, а только высокоорганиз материи - мозга.В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те столкновения кот и начинается жизнь природы.
Обосновали принцип постоянной эволюции общественной истории. Герцен: природа и человеческая история вечно и непрерывно изменяются, они течение, движение, причем движение происходит посредством борьбы 2 противоположных тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.
Самобытным русским мыслителем был Лев Толстой (1828-1910). Подвергая критике общ-полит устройство России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании чел. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопр о назначении чел и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божие внутри нас” - он неприемлил обычное религиозное понимание бога. Всякая власть - насилие — отрицание государства. Т.к. он отвергал борьбу то упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей.
Ф.М. Достоевский (1821-1881). В своих общественно-политических исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связанный с усвоением религиозно-нравственных идей. Исповедовал идеи почвенничества, для которых характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. Вся история человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Русский народ - миссия, носитель высшей дух истины.