Основные принципы построения бюджета, их содержание, сущность
Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале XX в. и выражаются в следующем. Принцип единства — сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства; в государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления. Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства. И последний — принцип гласности — это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, штата или муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по доходам и расходам в соответствии с принятым законом о бюджете. Государственный бюджет представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических интересов в стране. Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превышают доходы, то имеет место бюджетный дефицит. Бюджетная система выполняет три функции - фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности, который составляет во многих странах незначительный процент) Слово «фискальный» — это касающийся интересов, фиска, т.е. казны, фискальная политика — это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов, один из важнейшие рычагов государственного регулирования экономики. Другая функция бюджета — это функция экономического регулирования — то есть использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для осуществления, проведения своей экономической политики. Третья функция — социальная — предполагает использование госбюджета для перераспределения рационального дохода. Осуществляя указанные функции, государство должно сочетать их с рыночными стимулами предпринимательства, другими словами, бюджетная политика
государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования. Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов воздействия на экономику опирается на теоретические концепции. «Концепция нейтрального бюджета» привязывала всю бюджетную политику государства к задаче обеспечения сбалансированности бюджета и предусматривала «нейтральное» отношение к ходу воспроизводственного процесса. Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Иначе говоря, бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств). Кейнсианский рецепт использования госбюджета впервые признал за бюджетными инструментами функции по стабилизации экономики. В основе его лежит концепция «функциональных финансов», согласно которой формирование и реализация бюджетной политики включает как финансовую, так и экономическую сторону дела, причем последней отдается предпочтение, ибо главное — сбалансированность экономики. При этом достижение макроэкономической «стабильности может сопровождаться как положительным сальдо бюджета, так и возрастанием бюджетного дефицита, хотя Дефицит бюджета рассматривается как явление негативное. Согласно концепции «функциональных финансов» решение проблемы дефицита бюджета в долгосрочном периоде невозможно без кардинального решения вопроса экономической стабильности. В этом состоит именно экономический подход к бюджетной политике государства. Для бюджетного равновесия важна бездефицитность, при которой доходы равны или превышают расходы, и наоборот, бюджетный дефицит означает, что доходы не покрывают расходы. Бюджетный дефицит покрывается различными способами за счет изыскания дополнительных доходов, экономии средств, выпуска государственных займов для размещения среди населения, предприятий, банков (предельный дефицит госбюджета не должен превышать 5% от его доходов). Задолженность правительственных органов Нередко накапливается и превращается, в государственный долг. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Предметом особого внимания является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например, 20 — 30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становятся трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств.