Материалы сайта
Это интересно
Культурология
Переходная эпоха от античности к средневековью
В этот период наблюдаются кардинальные изменения. Где? Этот процесс происходит в районе средиземного моря, крайние географические точки этого района: север - Британия, юг - северная Африка, запад - Испания, восток - Сирия. Хронология: период начинается с правления Константина Великого - первого христианского императора, 306 - 337 год. Конечную дату периода довольно трудно обозначить, поскольку к концу переходного периода ранее единое пространство теряет фиксированные границы. Римская империя распадается на западную и восточную. Первая - основа, на которой выросла Европа, вторая - это Византия. По мере того, как они расходились, обнаруживается что процесс перехода неоднозначен по времени в разных районах. В Византии культурный переход к средневековью начинается во 2-3 веке, и заканчивается к 7-му, на западе же, заканчивается только к 10-му веку. Поскольку в 4-5 веке начинается великое переселение народов, огромные массы варваров вторгаются на территорию бывшей римской империи, и в основном направляют основной удар по западной части. Они наносят огромный ущерб, из-за этого западная часть отстаёт в своём культурном развитии от Византии. Западная часть определяет верхний временной предел перехода к средневековью.Узнав, кто являлся движущей силой этого перехода, можно понять его смысл. Основным движущих фактора два - христианство и цезаризм (формирование императорской власти), Они предопределяют процесс перехода, христианство становится ведущим культурным фактором. Весь смысл переходного периода - становление христианства ведущим фактором, как только они им стало, переход закончился. Именно поэтому начальная дата, правление Константина Великого - первого христианского императора. На протяжении многих столетий христианство и цезаризм существовали параллельно и это при всей их конфликтности. Цезаризм оказался заинтересованным в установлении единой власти, а христианство предполагает конфликт с язычеством, с многобожием, что играло на руку цезаризму. Рано или поздно это параллельное существование должно было прекратиться. Христианство возникает на 2-а столетия раньше цезаризма, и на начальном этапе оно жестоко преследуется. Императоры могли на практике реализовать любое своё желание, но всё же не один император не мог издать указ, в котором бы прямо говорилось, что император обладает абсолютной властью. Так как античность не выработала за всю свою историю соответствующих элементов, чтобы принять единоличную власть императора.
Рим выступает наследником Греции, происходит процесс полного заимствования. Греки создали классические формы, но они пришли к ним в ходе проб и ошибок, длительного исследования, а римляне переняли уже готовое, поэтому во многом не могли осознать до конца то, что использовали. Это привело в Риме к "конфликту поколений". Цицерон и Гай Валерий Кабул были современниками, принадлежали к поколению людей, которые впервые столкнулись с проблемой полного осознания греческого наследия. Предыдущее поколение предполагало, что существует всего три сферы деятельности, достойной настоящего мужчины: сельское хозяйство, военное дело, политика. И только незначительная часть времени отводилась для отдыха. При этом отдых организовывался очень специфически: пьянство, разгул, потасовки. Новое поколение столкнулось с тем, что этот отдых их уже не устраивает, а других видов ещё не придумали, поэтому было необходимо заимствовать у греков, причём на полном уровне. Родители не понимали, почему их детей не устраивает такой вид отдыха. Возникла проблема светского общения, реализации свободного времени. Необходимы были существенные перемены, первыми кто это осознал, были сами первые императоры: Каракала, Диоклетиан, Константин Великий. Каракала издал указ, согласно которому ликвидировалось полисное гражданство, вводилось новое общее гражданство, происходит ликвидация полисной обособленности, создаются единые вертикали власти. Введение такого гражданство, было направленно в первую очередь против Рима, так как он, а следовательно его граждане, обладали определёнными преимуществами как полис, власть императора зависела от жителей Рима. Следующим шагом, необходимым императорам, было установление новой идеологии, которая бы утверждала их власть, обратились к идеологической подоплёке, опирающейся на форму религиозного верования. Диоклетиан попытался это сделать, но у него ничего не получилось, сам факт постановки такого вопроса говорил о многом, он попытался опереться на язычество, но оно не может дать этой идеологии, тогда обращает взор на христианство. И уже последующий император Константин Великий делает это.
Стой упомянуть также другого императора - Юлиана Отступника, он попытался начать новые гонения направленные на христиан, но делал это не по полной программе. Почему он получил прозвище отступник, ведь и другие устраивали гонения? Будучи молодым человеком, он был истинным христианином, поэтому, когда стал императором и отвернулся от религии, он повёл себя как самый настоящий предатель. Юлиан написал множество работ и они были сохранены христианами, они это делали, поскольку Юлиан был первым императором, который вступил с ними в полемику. Раньше никто этого не делал, так никто христианство всерьез не воспринимал. Юлиан принял установку христианства, когда попытался его опровергнуть. Он усвоил дух христианства, воспринял его серьёзно, он ему в своих работах способствовал. Главным откровением христианства было познание внутреннего мира человека.
Государственная власть всегда христианами воспринималась как кровавая. Поэтому эта религия столкнулась с проблемой оправдания союза с этой властью. Неоплатонизм - религиозно-философский синтез, он не являлся философией в прямом смысле этого слова, но он претендовал на то, чтобы выступить основной идеологией государственной власти, но не смог так как:
- ориентировался на особый круг людей, он был сложным философским течением, чтобы его воспринять, было необходимо окончить специальную школу,
- ориентировался на состоятельных людей, причём на тех, кто "ловил кайф" от интеллектуальной деятельности.
Первые христиане считали себя избранными, поскольку простой смертный не мог выдержать таких гонений, значит им от бога даны эти силы, следовательно они богоизбранные. Но когда их признали официальной религией, гонения прекратились и уже не могли считать себя избранными. Чтобы исправить положение создаётся единая церковь, и уже священники оказываются избранными, но они решали много административных проблем, происходит оторванность. Возникает отторжение внутри церкви, проявляется оно в ереси, которая требовала возврата к первой, истинной церкви. Церковь не смогла прийти к компромиссу с эти течениями, поскольку новые течения требовали ее упразднения. Вследствие этого происходит отделение различных ветвей, к примеру протестантизм. Монашество - вторая сторона этого же процесса, она оказалось легализованной.
Ересь и монашество объединяет не только протест против церкви, но и стремление к возврату к первоистокам хритианства. Попытка повторить события описанные в евангелие, попытка повторить опыт Христа, попытка заново пройти его искушение в пустыне, когда дьявол предлагал ему обратить камни в хлеба. Анализ данной сцены, показывает что дьявол возникает не как нечто обособленное, самопроизвольное, он появляется в связи с определёнными событиями. Искушение наступает после 40-ка дневного поста, когда человек находится на грани смерти. Происходит конфликт между телом и душой, дьявол - это голос доведённого до отчаянья тела. Достаточно довести человека до предела и он будет есть камни, лишь бы обмануть свои физиологические потребности. Другой вариант, когда дьявол предлагает Христу власть, и чтобы её получить, не случайно предлагает Христу преклонить колени, власть телесного над духовным. Вывод, достаточно довести человека до отчаянья и он будет готов на всё. Это объясняет такое явление как монашество, - это попытка буквально повторить евангелие, власть духа над телом, но монашество не сводится только к институту аскеза.
Монашество возникает на основе пустынножительства, представители этого движения пустынники не случайно появляются в Египте, это окраина Рима, следовательно это люди неграмотные, далёкие от античной культуры, они не читали текст священного писания, они лишь слышали проповеди. Разбивка на части и главы изменила первоначальную структуру библии, это делалось с одной целью, облегчить проповедь священникам, сделать пересказ более простым. Пустынники представляли серьёзную опасность для официальной церкви, поскольку за ними шли толпы народа. Пустынники шли умирать в пустыню, то есть они выводили себя из под юрисдикции государства. Постепенно они становятся более авторитетны, чем представители церкви, которые были связаны административными делами. Возникает движение мирян, которые хотят услышать проповедь пустынников. Официальная церковь не могла контролировать то, что скажут эти люди в пустыне, в состоянии крайнего истощения. Люди, которые приходили к пустынникам не понимали, что тем нет до них дела, они пришили в пустыню, чтобы уйти от человеческого сообщества. Пустынники довольно изощренно себя истязали, один провёл на столбе 47-мь лет, другой решил разделить заключение с осуждённым на смертную казнь, чтобы привязаться к нему, а когда его убьют, испытать эмоциональный шок.
Официальной церкви было просто необходимо легализовать пустынножительство, это можно было сделать, поскольку в этом движении не было единства, в отличии от ереси. В основе пустынножительства оказывается индивидуальный опыт, затем возникают так называемые объединения (Печёрский монастырь), когда несколько пустынников живут рядом, пускай даже и не вместе, но всё равно создаётся особая молчаливая духовная атмосфера, это явлении более характерно для Византии. Бенедикт Нурекский - основатель первого монашеского ордена под названием бенедиктов 5-ый век.
Монашество отличается от пустынножительства совместным проживанием, хотя и наследует его основные черты: аскетизм, истязания. Бенедикт Нурекский создал 1-ый монашеский устав, согласно ему определяется ещё одно отличие монашества от пустынножительства. Пустынники были сосредоточены лишь на духовной стороне, а монахи, согласно этому уставу должны были посвящать часть своего времени труду насущному. Монастыри становятся идеальным вариантом земной жизни, своего рода эталонами. Их эффективность во много раз превышает эффективность феодальных владений, за счёт крайней рационализации труда. Монастыри становятся важными центрами культуры, особенно в западной части римской империи, в условиях повальной разрухи. Они оказываются с одной стороны органами социальной опеки, а с другой берут не себя функции по образованию.
Церковь сталкивается с задачей контакта с варварами. Основная масса населения, была слабо приспособлена к восприятию проповедей и, даже когда устраивались церковные празднества, они воспринимали это лишь как возможность отдохнуть. И тогда возникает наглядное восприятие, изображение на стенах храмов ярких, живых сцен из священного писания, все это дало куда большие агитирующий результат, нежели просто слуховое восприятие проповедей.
Монастыри строились в глуши, поэтому оказались первыми пионерами заселения и расчистки новых территорий. Постепенно появляется специализация среди монашеских орденов. Доминиканцы взяли на себя задачи по образованию, также оказались тесно связаны с инквизицией, поскольку брали на себя контроль за идеологической чистотой христианства, специализировались на контактах с ересью.
Иногда церковь сталкивалась с проблемами застоя планомерного развития, монашество было внутренним раздражителем, который не давал проявляться застою. Францискианство - монашеский орден, состоящий из бедняков. Они предлагали церкви отказаться от собственности, стремились к превращению всех священников в нищих бродячих проповедников. Но оказалось, что материальная сторона всегда возобладала над идеологической.
Также происходит смена ценностных ориентиров. Для древних римлян главная ценность - служение государству, которое оказалось возможным благодаря совершенству римского права. На смену этой ценности приходит личная зависимость, как преобладающая ценность. Средневековье не знает чёткой вертикали власти, нет единого государства. Для античности характерно статуя и театр. Статуя это нечто объёмное, телесное изображение человека, большинство античных статуй искаженно воспроизводит черты людей, это воплощение божественного архетипа в телесной оболочке. Театр также носит материальный характер, поэтому для античности характерно преобладанием материального над душевным. На смену скульптуре приходит икона, на смену театру - богослужение. Икона всегда предполагает, что внимание всегда сосредоточено на изображении лица, тело скрывается под одеждой. Происходит переход от материального к душевному, глаза в иконе - это зеркало души.
В монашестве вырабатывается техника возбуждения, которая фиксируется в иконописи. Перед иконописцем стоит задача не выполнимая для обычного человека. Икона - это обращение иконописца к богу, его задача вместить в этом ограниченном квадрате весь мир, а это не доступно. Отсюда характерная для икон черта - обратная перспектива, в иконах нет объёма, плоскостное изображение, тем самым стираются телесные очертания, нарушаются привычные пропорции, чтобы снять телесность.
В средневековом обществе формируется особая иерархия: молящиеся, трудящиеся, воющие, она была довольно жесткой. На вершине оказываются молящиеся, особое место среди них занимают монашество, в основе этой классификации лежит способность понять символы. Более ценным объектом совращения для дьявола всегда оказывается монах, поэтому монах наиболее умный и опытный, он оказывается определённым носителем культуры.
Устройство христианского храма тоже особенное, сильно отличающееся от устройства античного храма. Античные храмы крайне просторные, внутри находятся статуи, непосредственно все церемонии происходят всегда снаружи храма. Для христианского храма характерного проведения богослужения внутри храма, поэтому большую роль играет интерьер. Свет в таком храме ограничен, чтобы скрыть телесные очертания, символ движения к богу - свеча. Получается своего рода театральное действо. Средневековая культура принципиально отличается от античной, но она вынуждена использовать рациональное мышление.