Материалы сайта
Это интересно
Культурология
Философские предпосылки модернизма
Связаны с именами 4-х представителей европейской культуры: Артур Шопенгауэр, Рихард Вагнер, Фридрих Ницше, Оскар Уайльд. Они замыкают 19-ый век, то есть ни представители 19-го века. Модернизм делает ставку на иррациональное мышление. Получается определённый круг: античность (рациональное) - средневековье (иррациональное) - просвещение (рациональное) - модернизм (иррациональное). Модернизм выступает в качестве оппонента всей рациональной традиции. Модернизм - это реакция на пафос заданный просвещением. С позиции все явления объяснялись и представлялись очень просто, модернизм же был категорически против просто объяснения. Модернизм свои философские основы формировал в рамках 19-го века, но приобрёл серьёзное значение лишь в 20-ом. Модерн и модернизм - определённое состояние европейской культуры. Модерн - короткий отрезок времени на рубеже 19-20 веков, затрагивающий лишь искусство, он является одним из проявлений модернизма, поэтому понятие модернизм куда шире понятия модерн. Модерн как некая философия из всех областей культуры предпочитает сферу искусства.Можно говорить о некой цепочке между 4-мя вышеупомянутыми личностями, о переходе знаний. Шопенгауэр - его позиции наиболее рационалистичны по сравнению с остальными тремя личностями, это обусловлено тем, что он учился ещё в рамках просвещенческой школы, и он вынужден был пользоваться их "языком" и их "мышлением" для развития совершенно противоположных идей. Он слушал лекции у Гегеля, а затем предложил руководству берлинского университета свои лекции по философии, причём попросил такое расписание, чтобы время совпадало со временем лекции у Гегеля. По его мнению, тогда у студентов будет выбор (либо к Гегелю, либо к нему), он думал, что все студенты перебегут к нему (наивный парень), но не кто не стал к нему ходить, его идеи оказались полностью невостребованы. Основная работа Шопенгауэра "Мир как воля и представление", уже это название отражает его позицию. Он делает ставку на волевое и чувственное начало. Шопенгауэр утверждал, что в мире доминирует волевое начало, а не рациональное. Он вводит два понятия - мировая воля и мировой разум. В мире действует два начала:
Волевое - стихийное, неупорядоченное, которое не поддаётся контролю, прогнозам, стандартам, нормам, это аморальная сила (в том смысле, что действовала за пределами морали) и оно господствует в мире.
Разумное - человек обманывает сам себя, когда стремится к разуму, и из-за этого он попадает в тяжёлые ситуации, так как все планы, конструкции разума могут быть разрушены любым проявлением волевого начала.
Противостоять волевому началу нельзя, и надо избавляться от иллюзий в возможностях разума. Это попытка столкнуть совершенно противоположные вещи. И существует только одна сфера культуры - музыка, и только через неё человек в состоянии приблизиться к мировой воле. Шопенгауэр бросил академическую карьеру, и вел жизнь светского отшельника, прошло много лет. Он превратился в старого человека, и постепенно он начал замечать, что к нему всё чаще обращаются издатели с просьбой издать его труды, его это факт заинтересовал.
Второй в этом списке Рихард Вагнер - композитор, этот факт не случаен, ведь Шопенгауэр говорил о том, что лишь через музыку человек может приблизиться к мировой воле. Вагнер воспринял идеи Шопенгауэра и воплотил их в своей музыке. Модернизм похож на движение в прошлое для поиска факторов, повлиявших на человеческую культуру, и они в изобилии представлены в древности. Поэтому Вагнер обращается в своих произведениях к древним мотивам. С появлением Вагнера у идей модернизма появляется всё больше сторонников. Вагнер выступает пропагандистом идей Шопенгауэра, но говорит это языком музыки, при чём делает это довольно успешно. Вот тогда и возникает огромный интерес к идеям Шопенгауэра (и просьбы издателей).
Идеи модернистов связаны с трагедиями в их судьбах. К примеру, такой рационалист как Гегель, провёл нормальную, счастливую обывательскую жизнь. А судьба Шопенгауэра была полна трагедий, хотя он и родился в очень состоятельной семье, получил высшее образование. Его несчастья начались с того момента, как отца после травмы парализовало, мать Шопенгауэра практически перестала после этого обращать внимание на своего мужа-калеку, и предалась утехам бренной жизни. Дом разделили на две части, в одной тёмной и сырой, медленно и мучительно день за днём умирал отец, а в другой проходили балы, салоны, вечера и всё такое. И тут Шопенгауэр начал задумываться о том, что всё было хорошо, они строили далеко идущие планы, затем маленькое вмешательство волевого начала и всё (жизнь, планы) рухнуло и разбилось вдребезги. Поэтому его идеи, это личная трагедия. Нечто подобное случилось и с Вагнером, его не принимали в музыкальных кругах, и только благодаря поддержке короля, он пробился в музыкальную элиту. Аналогичная ситуация и с Ницше.
Если на 4-ре фамилии взглянуть в общем, то их условно можно разделить на две равные группы философы (Шопенгауэр и Ницше) и художники (Вагнер и Уайльд), причём последние воплощают в жизнь идеи первых. Ницше приобрёл славу философа ещё при жизни. Он получил образование филолога-классика, получил признание в профессорских кругах этой области. Но произошла одна маленькая случайность, которая всё разрушила, дело в том, что он заболел, и его после болезни постоянно преследовали мучительные головные боли, это был конец его блестящей карьеры. В короткие периоды между приступами, он пытался записать то, что видел во время приступа. Ницше выделял два начала - Аполлонистическое и Дионистическое, они и порождали все известные культурные формы. Он в отличии от Шопенгауэра использовал мифологический язык для своих идей. Неудачи не постигли бы Шопенгауэра и Ницше при организации лекций, если бы они воспользовались хотя бы капелькой рациональности при проведении своих лекций, они делали это не из рациональных побуждений, а от души. Иррациональные идеи увидеть и понять было очень сложно, это не дают сделать рациональные очки, надетые во время просвещения и снять их очень трудно. Это доступно лишь некоторым, исключительным личностям. Уайльд в силу своих гомосексуальных наклонностей попал в тюрьму, от него отказалась семья и вот только недавно (наше время), у него "объявились" родственнички. Уайльд сформулировал утверждение - искусство ради искусства. Искусство не должно отражать никакой действительность, не должно быть никакой пропаганды и т.д. Искусство это иррациональное явление, и не надо сводить его к рациональности. Чистые формы искусства существовали лишь в древности.
Идеи модернистов воплотились в искусстве и получился - Модерн. Философские позиции модерна складываются на протяжении 19-го века, со второй половины 19-го века появляется множество сторонников этих идей в сфере философии, но сторонников лишь среди образованных людей, следовательно, небольшой группы среди всего населения. В сознании основной массы людей господствовали рациональные идеи Гегеля. Потребовалось нечто невообразимо мощное, чтобы идеи модернизма вышли за рамки искусства и философии, то есть стали всеобщими. И это нечто произошло в начале 20-го века, это была первая мировая война. Это была вселенская катастрофа, было уничтожено огромное количество культурных ценностей. А ведь европейцы думали, что рационализм достиг своего апогея, и вооружённые конфликты это достояние прошлого, и в одночасье эта рациональная конструкция мира разрушилась. Совершенно неожиданно появился национализм, шовинизм, желание убивать, война с грандиозным финалом, когда в небытиё ушли целые мировые империи. И 1-ое открытие, которое сделали европейцы после войны, это то, что их цивилизации смертны. И, следовательно, культура смертна, а разум не всесилен, это "дошло" до основной массы населения, и они освободились от слепой веры в могущество разума. Они оказались в состоянии растерянности, и тут начинается безудержные взлёт идей модернизма. Современные культуры имеют дату своего рождения - 1914-ый - 18-ый год, и прошло это рождение под знаком "культура смертна". И этот процесс неразрывно связан с одним именем - О.Шпенглер.