Материалы сайта
Это интересно
Основные сведения о комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
1. Перу А. С. Грибоедова принадлежат несколько водевилей и стихотворений. Он также сочинял музыку, хорошо известен «Вальс» А. С. Грибоедова. Но главное и единственное rto-настоящему знаменитое произведение Грибоедова - комедия «Горе от ума».
2. В комедии «Горе от ума» соединяются классицистический канон (принцип «трех единств», система традиционных «амплуа» и др.), ряд романтических особенностей (черты характеров, типичные мотивы, элементы композиции) и общая реалистическая установка автора на достоверное воссоздание социально-психологических типов и своеобразия эпохи.
3. В комедии «Горе от ума» две главные сюжетные линии: любовная интрига и социальный (общественный) конфликт. Они развиваются параллельно, но находятся между собой в постоянной взаимосвязи, подталкивают развитие друг друга. Кульминационное событие пьесы — Софья объявляет Чацкого сумасшедшим, и это превращается в светскую молву (сцена на балу, действие III). В этом эпизоде две главных сюжетных линии пересекаются, так как Софья неожиданно оказывается, по выражению И. А. Гончарова, «главным представителем общества в противуречии с Чацким».
4. Главный герой комедии — Чацкий. Он выступает одновременно в функции резонера, «благородного героя» — обличителя общественного зла; романтического героя, одержимого «безумной» любовью и мрачной иронией; «типичного представителя» либерального молодого дворянства, разделяющего идеи реформаторов или даже будущих декабристов. Идеи Чацкого близки Грибоедову, но автор показывает, и слабые стороны, уязвимые места своего героя. В сущности, Чацкий — тоже комический персонаж.
5. Важный идейный спор в комедии — об «уме» Чацкого — находит свое продолжение и в русской критике. Известно высказывание И. И. Дмитриева о том, что это горе не от ума, а «от умничанья». В статье И. А. Гончарова «Мильон терзаний» Чацкий изображается постольку умным, поскольку он является «передовым» человеком своего времени, провозвестником будущего. Нельзя отождествлять Чацкого с Грибоедовым, но важно помнить слова автора: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека».
6. В комедии изображается «как в зеркале... вся Москва» (И. А. Гончаров). Это одно из самых знаменитых произведений на московскую тему. Образы-типажи москвичей взяты Грибоедовым из жизни. Часто упоминается такое важное место встреч и собраний дворян, как «Английский клоб». Здесь показан типично московский распорядок жизни, воссоздается быт типичного московского особняка, характерного семейного уклада и т. п. Обратите внимание на образы москвичей и на все упоминания Москвы (в частности, монологи Чацкого и Фамусова о Москве и москвичах). (Напишите сочинение «Тема Москвы и образы москвичей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».}
7. В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и молодое (эпохи Александра 1). Старшее (консерваторы, ретрограды) — рисуется исключительно сатирическими красками (Фамусов, Хлестова), ему приписаны общественные пороки, традиционно бичуемые сатириками (бюрократизм, кумовство, сребро- любие, нетерпимость ко всему новому, чиноугождение). Молодое поколение — изображается по-разному: иногда с симпатией (Чацкий, князь Федор, брат Скалозуба, отчасти Софья) или тоже сатирически (конформист Молчалин, глупый солдафон Скалозуб, неумный «либе- рал» — болтун Репетилов и его друзья — «горячих дюжина голов»).
8. В комедии «Горе от ума» много внесценических персонажей. Особенно выделим тех, кому посвящены отдельные маленькие сюжеты (дядя Фамусова Максим Петрович), или о ком говорится с особым значением (влиятельная дама Татьяна Юрьевна, «княгиня Марья Алексевна»). Основные функции внесценических персонажей: создание фона, образ эпохи, некоторое символическое расширение пространства действия до уровня Москвы или даже России; дополнительная характеристика тех главных героев, которые о них рассказывают; параллели с теми характерами, которые действуют на сцене (например, падение Максима Петровича перед императрицей — падение Молчалина перед Софьей).
9. Гончаров в статье «Мильон терзаний» обращает внимание на жанровое своеобразие пьесы: «Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира». Можно сказать более современным литературоведческим языком, что по жанру «Горе от ума» — «комедия положений» (смешные недоразумения, грубо-комические гротескные эффекты — падение, глухота и др.), но в ней много и юмора характеров, и тонкой психологической игры подтек- стов. Таким образом, «Горе от ума» — это и комедия характеров. В «Горе от ума» также сочетаются черты комедии из частной жизни (семейно-бытовая комедия, «комедия сватовства») и «высокой общественной комедии с благородным героем». Ю. Н. Тынянов (статья «Сюжет «Горя от ума») называет эту комедию «политической». Это справедливо, потому что в ней много злободневных для того времени политических мотивов и реалий, правдиво воссоздаются общие закономерности политического быта России, такие типы, как консерва- тор, либерал, конформист, революционер, актуальные для любой эпохи.
10. Язык и стиль «Горя от ума» заслуживают особого рассмотрения. Стих — разностопный (или «вольный») ямб, что придает стиху гибкость, дает возможность имитировать устную бытовую речь, с ее свободными интонациями. Комедии до этого писались прозой или шестистопным ямбом («александрийским» стихом). Аналогия: до Крылова басня писалась грузным силлабическим стихом, а он ввел как основной размер вольный ямб. Поэтому в сознании русского читателя вольный ямб ассоциируется с юмором и сатирой. О. Сенковский в статье «Горе от ума», комедия в четырех действиях в стихах, сочинение А. С. Грибоедова» (написана по выходе пьесы в свет) говорит о языке «Горя от ума»: «Это народная книга: нет русского, который бы не знал наизусть по крайней мере десяти стихов этой комедии...» С помощью речевого портрета героев (своеобразие манеры говорить) достигается важная для реализма задача — типизация (возможность отождествить героя с его социальным и психологическим типом) и индивидуализация (придание герою личных, индивидуальных черт).