Материалы сайта
Это интересно
Изложения
П.Н. Долженков - «На дне»
Многое из того, под чем Горький мог бы поставить свою подпись, говорит в монологах Сатин. Но равен ли этот персонаж пьесы своей проповеди о Человеке?
Монологи Сатина отделяются от его образа, как бы выносятся за скобки; он оговаривается по их поводу: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди... говорят, как шулера?» Вспомним, что Горький писал о том, что, кроме Сатина, в пьесе сказать все это просто некому. Парадоксально то, что правду воспевает не кто иной, как ... шулер - человек, живущий ложью. Все это заставляет рассмотреть этого героя пьесы вне контекста его монологов. И тут сразу же обнаруживается принципиальное несогласие Горького с Сатиным. «Смысл жизни - вижу в творчестве...» - утверждает Горький. Сатин советует Клещу: «Ничего не делай! Просто – обременяй землю!..» Просто «обременяет землю» прежде всего сам Сатин.
Несомненна и уже не раз отмечалась связь образа Сатина с рядом героев произведений раннего Горького. Эти герои, сильные духом, свободные люди, презрительно отворачивались от человеческого общества с его серостыо, грязью, мелкой суетой, они отвергали убогие ценности этого общества. Превыше всего они ставили собственную свободу, в том числе и свободу от моральных норм, человеческих привязанностей, иногда даже и от привязанности к одному месту. Такого рода уход из общества людей был принципом их существования. Похож на них и Сатин. Он барственно равнодушен к людям, страшная фраза после самоубийства Актера: «Эх... испортил песню.. .дур-рак!» - принадлежит ему.
Сатин проповедует презрение к нравственным ценностям: «А куда они - честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести...» - повторяет его слова Пепел, а затем Сатин, сам убийца, пытается внушить Пеплу мысль об убийстве Костылева.
Работать - единственная возможность для ночлежников честным путем добывать себе пропитание. Работу отвергает Сатин. И каждый раз он иезуитски прикрывает свое разлагающее влияние на сожителей высокой фразой: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. Человек – выше! Человек – выше сытости!..»; «Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть... честь-совесть богатым нужна, да!» Возможно, он не зря шулер (позднее Горький назвал его философствующим шулером), отуманивая людей громкой фразой, он подсовывает им оправдание аморальности.
Сам Сатин - человек сильный, имеющий хотя бы начатки образования, мог бы если и не выбраться со «дна», то, по крайней мере, жить на честно зарабатываемые средства. Он этой возможностью пренебрегает и сознательно выбирает преступную деятельность. Сатин, как и ранние герои Горького, добровольно уходит на «дно» из человеческого общества. Ставя в центр своей философии понятие «свободный человек», доводимое до крайности: «свободный от всего», - он становится идеологом «дна», то есть утверждает «дно» как норму существования, единственно достойную настоящего человека.
(П.Н. Долженков) (408 слов)
Задание
1. Перескажите (подробно или сжато) фрагмент критической статьи П.Н.Долженкова «Существует только человек. О пьесе А.М.Горького «На дне».
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Какова роль монологов Сатина в спорах о Человеке?
Полный список экзаменационных изложений по литературе