Материалы сайта
Это интересно
СГАНАРЕЛЬ
СГАНАРЕЛЬ (фр. Sganarelle) — центральный персонаж комедий Мольера «Летающий доктор» (1654), «Сганарель, или Мнимый рогоносец» (1660), «Школа мужей» (1661), «Брак поневоле» (1664), «Любовь-целитель-ница» (1665), «Лекарь поневоле» (1666), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1682). С. предстает в амплуа простака (отца, опекуна, воспитателя, слуги), имеющем фарсово-новелличес-кие корни. Иногда С. обнаруживает исключительные театральные способности и успешно решает проблемы других героев в ситуациях, где этого от него не ждут. В «Летающем докторе» С.— слуга Валера, влюбленного в Люсиль, дочь Горжибюса. Переодевшись доктором, С. помогает свадьбе Валера и Люсили, умудряясь мгновенно менять костюмы доктора и слуги. В «Лекаре поневоле» С.— торговец хворостом, муж Мартины, которая в отместку за побои, объявляет Луке и Валеру, что он — лекарь с причудами, которого надо побить, чтобы вынудить лечить. С. поражает всех потоками бессмысленных латинских фраз и устраивает побег Люсинды, дочери Жеронта, с ее возлюбленным Леандром, который, к удовольствию Жеронта, оказывается богатым наследником.
Часто С. предстает обманутым стариком. В пьесе «Сганарель, или Мнимый рогоносец» он подозревает жену в измене с молодым Лелием, увидев ее с портретом, потерянным Селией, дочерью Горжибюса, возлюбленной Лелия. Служанка объясняет недоразумение. В «Школе мужей» С.— воспитатель Изабеллы, с которой не спускает глаз, желая на ней жениться. Его старший брат Арист, воспитатель Леоноры, сестры Изабеллы, не одобряет суровость С. Назвавшись сестрой, Изабелла бежит из дома, и С., не подозревая обмана, сам выдает ее за Валера. В «Браке поневоле» старик С. просит совета, жениться или нет, у своего друга Жеронимо, уже приняв решение. Тем самым С. лишает смысла все доводы и само обсуждение. Хотя невеста Доримена прямо говорит ему о своих планах вести за его счет расточительную светскую жизнь, С. советуется с философами Панкрасом и Марфуриусом, уходящими от сути вопроса в демагогических рассуждениях, а затем - с цыганками, отвечающими только танцами и песнями: «Ла-ла-ла». Подслушав разговор Доримены с любовником Ликастом, где она объясняет, что выходит замуж, чтобы завладеть состоянием мужа, С. отказывается от женитьбы. Но отец невесты вынуждает его жениться. В комедии-балете «Любовь-целительница» С. противится браку своей дочери Люсинды с Клитандром. Влюбленные инсценируют болезнь Люсинды. Клитандр является в костюме лекаря и предписывает разыграть бракосочетание Л. с ним якобы для успокоения ее нервов.
Эти сюжетные схемы традиционны для фарсовой драматургии. Когда неуклюжие герои терпят бедствия из-за своей нерасторопности или умственной ограниченности (у них похищают любовниц, выманивают деньги и т.п.), им приходится сочувствовать с точки зрения морали и справедливости. Но с позиции интеллектуального превосходства дурака не жалко: справедливость в том и состоит, что побеждает более сообразительный. Чаще всего эта логика не противоречит у Мольера идеалу классицизма с его абсолютизацией идеи порядка: влюбленные побеждают препятствующих им стариков не столько благодаря преимуществам молодости, сколько вследствие авторского стремления утвердить законы гармонии, согласно которым влюбленные должны быть вместе.
Проблему отношения морально-этических и интеллектуальных норм в оценке действительности Мольер поднимает в «Дон Жуане», где С. в образе слуги Дон Жуана представлен наиболее своеобразно и многопланово. С.— при-земленно-фарсовый антипод парадоксально-барочному образу Дон Жуана. Во французском искусствознании эту пару традиционно соотносят с парой Дон Кихот — Санчо Панса (J.Bordounov, G.Ferreyrolles и др.), хотя в отличие от Санчо С. говорит, что вынужден одобрять господина только из страха и называет его в первой же сцене «величайшим из всех злодеев, которых когда-либо носила земля».
Лит.: J.Evelina. Les valets et Ics servants dans le theitre de Moliere. Aix-en-Povence, 1958; Бордонов Ж. Мольер. М., 1983; Corvin M. Moliere et ses met-teurs en scene d’aujourd’hui. Lyon, 1985.