Материалы сайта
Это интересно
ЛАРИСА ОГУДАЛОВА
ЛАРИСА ОГУДАЛОВА — героиня драмы А.Н.Островского «Бесприданница» (1878). Образ Л. завершает череду «бесприданниц» в цршатургии Островского. В отличие от Ма-рьи Андреевны («Бедная невеста»), Нади
(«Воспитанница»), Аксюши («Лес»), Насти 223 («Не было ни гроша да вдруг алтын») Л.— натура тонкая и нервная, наделенная особой душевной хрупкостью. Душа Л. существует как бы «поверх быта» — над суетой торгашества, житейских страстей и борьбы тщеславий. Л. все время «манит» куда-то: в деревню, в лес, за Волгу — в «любой тихий уголок», который кажется ей «раем».
Жизненный путь Л.— путь душевного одиночества и трагического надлома. Ею все восхищаются, ее вожделеют, но никто не пытается «заглянуть ей в душу», ни от кого не слышит она «теплого, сердечного слова». Л. вынуждена жить в обстановке, напоминающей не то «базар», не то «цыганский табор». И только в пении романсов может высказать она свои чувства.
Дома «во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов». Карандышев, в чью любовь Л. поверила и дала согласие на брак, из-за мелкого самолюбия не пощадил ее гордости. Паратов, которого Л. страстно любила и ради которого сбежала почти из-под венца,— завлек и бросил. Друг детства Вася Вожеватов разыграл ее в «орлянку» с крупным дельцом Кнуровым. Решение Л. «искать золота» и сделаться «дорогой, очень дорогой вещью» ставит ее на грань падения. Смертельный выстрел Ка-рандышева оказывается для нее «благодеянием», спасением от окончательной нравственной гибели. Ни на кого не «жалуясь» и не «обижаясь», Л. умирает со словами любви и прощения.
Образ Л. с его поэзией и лирической рефлексией явился крупным художественным открытием Островского, предварившим появление чеховских героинь.
Первая исполнительница роли Л.— Г.Н.Федотова (1878). Среди других исполнительниц — М.Н.Ермолова (1878), М.Г.Савина (1878), В.Ф.Комиссаржевская (1896), М.И.Ба-банова (1940), К.Ф.Роек (1948).
Лит.: Штейн А.Л. Легенда о «Бесприданнице»// Штейн А.Л. Три шедевра А.Н.Островского. М., 1967; Финк Э.Л. Вокруг одного парадокса// Наследие А.Н.Островского и советская культура. М., 1974; «Бесприданница». Материалы и исследования. М., 1947.