Материалы сайта
Это интересно
ВОЙЦЕК
ВОЙЦЕК (нем. Woyzeck) — герой неоконченной драмы Г.Бюхнера «Войцек» (1836-1837). Прототип В. — реально существовавшее лицо, фамилию которого драматург сохранил: 27 августа 1824 г. бывший солдат Иоганн Христиан Войцек, на почве ревности убивший свою любовницу, был публично казнен в Лейпциге. На страницах печати развернулась полемика по поводу степени вины и вменяемости казненного; отголоски этих споров отразились в образе, созданном Бюхнером. В. — нервный, забитый человек, униженный нищетой. На обвинения в безнравственном поведении он отвечает, что с моралью у бедных людей плохо: «А у кого денег нет — попробуй-ка произведи на свет себе подобных по всем правилам морали». Душа В. открыта добру, но обстоятельства против него: доктор превращает его в подопытного кролика для своих психологических экспериментов, тамбурмажор сожительствует с его возлюбленной Марией. Герой Бюхнера — естественный человек в неестественном, фальшивом, злом мире. Он обманут всеми, всеми покинут, и тогда В. решает мстить — зазывает Марию в пустынное место на опушке леса и закалывает ножом. В невменяемом состоянии после совершенного убийства В. приходит в кабачок, где поет и пляшет, приговаривая, что у всех «одна дорога в ад». Потом бежит на место преступления, чтобы забросить нож подальше в воду. Бюхнер не окончил пьесу, хотя последняя сцена не оставляет сомнений, что В. будет разоблачен и осужден, как его реальный прототип.
Беспощадный реализм в сочетании с романтической фантасмагорией, рваный диалог, обилие фольклорных и библейских ассоциаций, неожиданно прорывающихся в речи В., отпугивали от произведения издателей и театры. Лучшим исполнителем роли В. оказался киноактер Клаус Кинский, сыгравший в фильме Вернера Херцога (1978).
Образ В. был воплощен в одноименной опере А.Берга (1922-1924). В либретто, сохранившем в неприкосновенности текст Бюхнера, музыка произвела существенные изменения: драма из социальной переродилась в психологическую, реализм обернулся экспрессионизмом и абсурдизмом. Сконцентрировав в образе В. силы разрушения, настроения безысходности, Берг средствами атональной и додекафонической музыки подчеркнул алогичность его существа, подчиненность бессознательному началу. Музыка передает болезненно-обостренное восприятие мира сквозь «кровавый звон и треск», звучащий в ушах Войцека.
Лит.: Меует Н. Georg Bucbner und seine zeit. В., 1960; Карельский А.В. «Проникнуть в жизнь самых малых и сирых» // Карельский А.В. От героя к человеку. М, 1990.