Материалы сайта
Это интересно
ВЕРОЧКА
ВЕРОЧКА — центральный персонаж комедии И.С.Тургенева «Месяц в деревне» (1848-1869, первонач. редакции под назв. «Студент», «Две женщины»), В.— бедная семнадцатилетняя сирота, воспитанница в доме Натальи Петровны Ислаевой. (Тургенев начинает тему бесприданницы, бедной невесты, важную в русской литературе.) Судьба ее типична и драматична. Из рассказа В. мы узнаем, что она выросла в доме матери Натальи Петровны, воспитывалась в пансионе в Москве. Выйдя из пансиона, В. не имела представления о реальной жизни, она не подозревала о сложных моральных и социальных коллизиях, которые ее ожидают. Впитавшая романтические иллюзии чувствительных стихов, В. влюбляется в Беляева, как девочка-ребенок. Тургенев создает чрезвычайно живой, обаятельный образ: то смеется, то плачет, мгновенно краснеет, пугается, теряется, но во всем ее поведении ощутимы естественность, простодушие, наивность. И потому робкая с Натальей Петровной, она по-своему смела в общении с Беляевым. Ей, как и учителю, душно и тесно в комнатах дворянской усадьбы, ее тянет в сад, на природу, на воздух. Там с восхищением она следит за чудесами Беляева, она его товарищ в играх и шутках. В. еще не в состоянии осознать себя соперницей Натальи Петровны, поэтому так открыто признается ей в своих чувствах, не ожидая трагического подвоха. Она растоптана, мир внутренней гармонии разрушен ее благодетельницей. Мучительные чувства жестоко врываются в ее затянувшееся детство. Поначалу В. находится в тени Натальи Петровны, но к концу пьесы становится равноправным партнером, выдвигается автором на авансцену сюжета. Неожиданный перелом безропотной, бессловесной, застенчивой В., ее бунт — это стремление к душевному равноправию, защита не столько любви, сколько человеческого достоинства, нравственного чувства. В. покидает богатый дом, мир детских надежд как сильная, смелая, мужественная героиня. В пьесе у нее самая драматичная судьба. Решение выйти замуж за «старого», «глупого» Болынинцова равносильно сознательному отказу от счастья: жизнь ее сломана. Открытый финал выводит чисто лирический, камерный образ В. в пространство социальных конфликтов.
Наиболее удачная интерпретация образа В. на сцене принадлежит М.Г.Савиной (1879).
Лит. см. к статье «Беляев».