Материалы сайта
Это интересно
БОГАТОНОВ
БОГАТОНОВ — герой комедии М.Н.Загоскина «Господин Богатонов, или Провинциал в столице» (1817) и «Богатонов в деревне, или Сюрприз самому себе» (1821). Первая комедия имела исключительный успех. В ней автор, следуя опыту предшественников, создал колоритную фигуру, ставшую для современников лицом нарицательным. Композиционно она очень напоминает комедию Мольера «Мещанин во дворянстве», но русский Б. существенно отличается от француза Журдена, который хочет чему-то научиться и нанимает учителей, чтобы войти в светское общество,— тогда как герою Загоскина это не приходило в голову. Б. также сравнивали с Транжириным, героем популярной пьесы «Полубарские затеи» русского драматурга А.А.Шаховского: «С Транжири-на кафтан стащил, да в нем и ходит» (А.С.Грибоедов). В отличие от Транжирина, бывшего откупщика, Б. — представитель поместного дворянства, который забросил свое имение и проматывает состояние в столице. Подобно Журдену, Б. становится дойной коровой для разорившейся аристократической знати. Его беззастенчиво обирает князь Блесткин, продавший богатые имения и за два года прокутивший деньги в Париже. Под стать ему дворецкий Б. Клим Кондратьич, который присваивает деньги, а затем дает ему же в долг под большие проценты и мечтает через лет пять-шесть поменяться со своим господином местами. Подражая столичным обычаям, Б. вынужден изображать галломана. «Когда бываю в Летнем саду,— говорит он,— или на бульваре: рта открыть не смею. Здесь такой уж город: заговори только по-русски, так тебя разом за подлого примут». Доходы от винного завода и суконной фабрики позволяют Б. тратить деньги не считая, однако он неминуемо приближается к разорению. Мораль пьесы предельно ясна и находит свое отражение в противопоставлении Б. и добродетельного и рачительного графа Владимилова — преуспевающего помещика, простого в обращении, не стесняющегося говорить в столице по-русски.
Успех «Господина Богатонова» подстегнул Загоскина продолжить историю Б. в комедии «Богатонов в деревне», перенеся действие в сельскую местность. Здесь выясняется, что Б. не извлек никакого урока из горького опыта, полученного в столице. Он не способен не только умело тратить, но и наживать. Его прожекты в ведении сельского хозяйства выглядят абсурдными, идущими вразрез с патриархальными способами хозяйствования, за которые ратует автор комедии. Разбросанные по полю «на саксонский манер» крестьянские избы в перспективе представляются Б. «фермами», которые в условиях русской зимы могут стать недосягаемыми снежными островами. Крестьянское самоуправление должно походить на «парламент», состоящий из представительных «депутатов». «Я теперь ни во что не мешаюсь,— говорит Б.,— а если сделается какая экстра, то мои депутаты сойдутся в сборную избу, да и начнут между собой толковать; ну вот, ни дать, ни взять, как в парламенте». Изображая лиц, подобных Б., Загоскин во второй комедии вольно или невольно демонстрирует вырождение дворянско-аристократического сословия. «Богатонов в деревне» пользовался значительно меньшим успехом по сравнению с «Господином Богатоновым», т.к. острота проблемы, представленной в комедии, еще слабо осознавалась в дворянском обществе.
В роли Б. в 1822 году дебютировал на московской сцене великий русский актер М.С.Щепкин. После ее блестящего исполнения он был принят в труппу императорского театра. Щепкин с особым мастерством исполнял роли амплуа простаков, и в данном случае он не ошибся с выбором пьесы. Своим успехом актер отблагодарил автора, рекомендовавшего публике тогда еще малоизвестного провинциального комика.