Материалы сайта
Это интересно
БЕНЕДИКТ и БЕАТРИЧЕ
БЕНЕДИКТ и БЕАТРИЧЕ (англ. Benedick, Beatrice) — центральные персонажи комедии У.Шекспира «Много шума из ничего» (1599-1600), именуемые также синьор Фехтовальщик и синьора Шпилька. После доблестной победы в Мессине появляется молодой знатный падуанец Б. вместе со своим другом флорентинцем Клавдио. Б. отличился на войне, принц ценит его «испытанную смелость и неоспоримой честности ум». Веселый нрав, галантность, неисчислимые достоинства не мешают ему оставаться женоненавистником. Герой уверен, что никто и никогда не сможет завоевать его сердце, ибо он решится связать свою судьбу только с самой богатой, умной, красивой, кроткой и знатной девушкой. При этом она должна приятно разговаривать и быть хорошей музыкантшей. Но поскольку таких в природе вовсе нет, то он решает навсегда остаться холостяком. Среди тех, кто встречает молодых офицеров, находится и племянница губернатора, бойкая на язык и умная Беатриче. Свою страсть к розыгрышам и словесным перепалкам она объясняет тем, что «в небе плясала звезда», когда она появилась на свет. Требовательность Беатриче к будущему избраннику тоже высока: в нем должны сочетаться страстность юноши и опытность мужчины. Между Бенедиктом и Беатриче постоянно возникают словесные перепалки; стоит им только сойтись, как разгорается шуточная война. Но, видя, как эта пара подходит друг другу, принц и губернатор сговариваются соединить страстных спорщиков. Бенедикта убеждают, что Беатриче тайно любит его, то же самое внушают и Беатриче, вызывая у обоих настоящее чувство. Между тем Клавдио влюблен в дочь губернатора Геро, и скоро должна состояться помолвка. Но злой и не терпящий всеобщей атмосферы доброжелательства сводный брат принца хочет воспрепятствовать помолвке и устраивает так, что Геро несправедливо обвиняют в неверности. Несчастье, случившееся с Геро, сразу заставляет Бенедикта и Беатриче объединить усилия, с тем чтобы спасти честь Геро, и это им вполне удается. Бенедикт отказывается от своей клятвы не жениться, «поскольку человек — существо непостоянное», и все качества, которые он хотел бы видеть в своей избраннице, он находит в Беатриче.
История этих персонажей органично присоединена Шекспиром к основной фабуле, взятой у Баиделло и Ариосто. Характеры Бенедикта и Беатриче оттеняют мрачную историю оболганной Геро, позволяя увидеть в жизни и светлое начало. Блестящее состязание персонажей навеяно дуэлью остроумия двух влюбленных, описанных у Б.Кастильоне в книге «Придворный», которую Шекспир, безусловно, знал. Эта ситуация повторена в «Укрощении строптивой» и в «Бесплодных усилиях любви», где Бирон и Мария являются предшественниками Бенедикта и Беатриче. Сильная, требовательная натура Беатриче родственна Порции из «Венецианского купца».
Блистательный дуэт этих персонажей, пре доставляющий большие возможности для яркого сценического воплощения, всегда привлекал к себе внимание выдающихся актеров. Роли Бенедикта и Беатриче исполняли Гаррик и Притчард (театр Друри-Лейн, 1748), Ирвинг и Терри (театр Лицеум, 1882), Гилгуд и Эш-крофт (театр Стратфорд-он-Эйвон, 1955); в постановке Рейнхардта Бенедикта играл Бас-серман (Немецкий театр, 1912). Русская сцена тоже знала замечательные исполнительские дуэты: И.В.Самарин и Г.Н.Федотова (Малый театр, 1865), В.П.Далматов — М.А.Потоцкая (Александрийский театр, 1901), А.А.Остужев — О.В.Гзовская (Малый театр, 1907), Р.Н.Симонов — Ц.Л.Мансурова, Ю.П.Любимов — Л.В.Целиковская (театр им.Вахтангова, 1936). Бенедикта играли К.С.Станиславский (Общество искусства и литературы, 1897), Беатриче — А.А.Яблочкина (Малый театр, 1888), П.А.Стрепетова (1896).