Материалы сайта
Это интересно
ФРАНЦ БИБЕРКОПФ
ФРАНЦ БИБЕРКОПФ (нем. Franz Biberkopf) — герой романа А. Дёблина «Берлин —Александерплац» (1929). Свой роман Деблин написал под впечатлением от нового, подавляющего личность, постоянно перестраивающегося и перенасыщенного скоростями Берлина. Город становится главным образом романа, а его героем, пытающимся противостоять этой силе и мощи города,— Ф.Б., бывший транспортный рабочий, который однажды в приступе гнева убил свою любовницу и был заключен в тюрьму на четыре года. Выход Ф.Б. из тюрьмы — не долгожданная свобода, а скорее наказание, потому что от нормальной жизни герой отвык, и его город изменился до неузнаваемости. Ф.Б. —обыкновенный человек, мужчина, наделенный здоровьем, физической силой, простецкой смекалкой. Но в этом новом, непобедимом в своем бесконечном космическом ускорении городе он ощущает себя беспомощным ребенком, которому нужно все начинать сначала.
В том же 1929 году Деблин написал сценарий для первой экранизации своего романа. Фильм, поставленный режиссером Пилем Ют-ци, вышел в 1931 году. Роль Ф.Б, играл великий немецкий актер Генрих Георге. Ему при сравнительно небольшом объеме фильма (88 мин.) удалось передать масштабно и глубоко характер героя. Деблин был доволен этой экранизацией. Ф.Б. стал типичной фигурой своего времени, а картина города, концентрированно сжатая и подавляющая, превратилась именно в тот Берлин-космос, каким его задумал писатель.
Ф.Б. выходит из тюрьмы, решив стать честным человеком, но с первых же секунд лишается иллюзий. Он уже не чувствует себя ни человеком, ни мужчиной, ни рабочим. Воля и жадное желание жить помогают ему начать новое существование. Но судьба вознамерилась покарать его именно теперь, когда его назначенное государством наказание уже закончилось, а человеческого, внутреннего еще не произошло. Бандиты, которыми руководит бывший фронтовик, отъявленный рецидивист Рейнхольд, сразу примечают тюремный опыт Ф.Б. и его физическую силу. Хитростью и обманом они заманивают героя на преступную операцию, а потом, испугавшись его наивности и честности, Рейнхольд выкидывает Ф.Б. под колеса грузовика. Так Ф.Б. лишается руки. Испытание бедой способно либо ввергнуть однажды оступившегося человека в пучину, либо заставить его победить себя и обстоятельства. Ф.Б. знакомится с девушкой Соней (это имя и сам образ кроткой девушки — явный намек на героиню Достоевского). Ф.Б. переименовывает ее в Ми-це. Мице — ангел во плоти, она — терпеливое и любящее человеческое существо. Ф.Б. тоже любит Мице, зная цену ее преданности. Но теперь он - - ущербный человек, сильный мужчина без правой руки. Это заставляет его вступить в банду все того же Рейнхольда, принимать участие в кражах. Преступные связи Ф.Б. становятся роковыми для Мице. Рейнхольд, человек, сочетающий в себе бессилие опустошенной личности и дьявольскую силу жаждущего власти преступника, посягает на последнее прибежище Ф.Б. — его добрую, наивную подругу. Рейнхольд заманивает Мице в лес и зверски убивает. В конце романа, когда обстоятельства дела становятся ясны для всех, Ф.Б. не испытывает облегчения. Теперь он по-настоящему свободен, только свобода не радует его, новая рука у него не вырастет, а единственного человека, которого он любил и который любил его, никто уже не вернет. Сила жизни — вот все, что осталось Ф.Б., его человеческая энергия и воля к преодолению.
Спустя пятьдесят лет после создания романа выдающийся немецкий режиссер Р.-В.Фасбиндер снял вторую экранизацию в 14 сериях. Главную роль успешно сыграл актер Гюнтер Лампрехт.
Лит: Павлова Н.С. Альфред Деблин // Павлова Н.С. Типология немецкого романа. М., 1982. С.97-145; Laregh Peter. Heinrich George. Komodiant seiner Zeit. Miinchen, 1992. S.166-167.