Материалы сайта
Это интересно
СУЙЯ
СУЙЯ — центральный персонаж кашмирской поэмы-хроники «Раджатарангини» («Река царей», XII в.), созданной ученым и поэтом Калханой. Излагая события второй половины IX века, он рассказывает следующую историю. Страна (т.е. Кашмир) страдала от губительных разливов озера Махападма и была рассечена многочисленными потоками, из-за чего земля давала небольшой урожай. Благодаря усилиям царя Лалитадитьи уровень воды был снижен и земля стала лучше плодоносить. Но с течением времени земля снова оказалась залита водой. Чтобы обеспечить существование всему живому, рождается блистательный С., воплощенный бог пищи. Деяния этого благословенного человека воистину были чудесами мира. Однажды жешцина-чандала (т.е. неприкасаемая), которую звали Суйя, подметая улицу, нашла глиняный горшок с крышкой, внутри которого увидела младенца, сосущего пальчики, с глазами, подобными лепесткам лотоса. «Наверное, бросила его какая-нибудь несчастная мать»,— подумала она с нежностью, и груди ее наполнились молоком. Она взяла его себе и вырастила, не оскверняя своим прикосновением. С именем Суйи вырос он умным человеком, умевшим писать, и стал в доме какого-то домохозяина наставником его детей. Постами, омовениями и религиозными обрядами завоевал он сердца окружающих. В разговоре с ними, когда они толковали о разрушениях от наводнений, он говаривал: «У меня есть план, но что я могу сделать без средств?» Когда же, призвав его, царь спросил: «Говорил ли ты так?» — он повторил все без колебаний. Государь, пожелав увидеть, как он осуществит план, предоставил в его распоряжение казну. Получив много горшков с динарами, С. поспешил на лодке к Мадхавараджье. Там, у деревни Нандака, залитой водой, опорожнил он горшок с динарами и поспешил обратно. «Конечно, он сумасшедший»,— толковали о нем придворные, но царь решил посмотреть, чем же все это кончится. Бросил С. в воду пригоршню динаров и в Крамарадже, добравшись до места, называвшегося Якшадара. В этом месте валуны, скатившиеся с гор, так запрудили реку Витаста с обоих берегов, что вода пошла вспять. Изголодавшиеся крестьяне в поисках динаров убрали валуны из русла реки и очистили Витасту.
Так мудрый С. сбросил за два или три дня воды и в одном месте с помощью ремесленников перегородил Витасту каменной плотиной, благодаря чему река была остановлена за неделю. Расчистив ложе реки и соорудив каменную защиту против обвалов, он открыл плотину. Схлынувшая вода открыла землю, и теперь повсюду, где становилось известно, что наводнение причиняло разрушения, строил С. новые каналы.
Там, где с незапамятных времен даже в хорошие годы мера риса стоила двести динаров, там же, в том же Кашмире, со времен Суйи — о чудо! — цена той же меры стала всего тридцать шесть динаров.
Лит.: Stein M.A. Kalhana’s Rajatarangini. A Chronicle of the Kings of Kashmir. Vol. I-II, L., 1900; Серебряков И.Д. Очерки древнеиндийской литературы. М., 1971. C.308-314.