Материалы сайта
Это интересно
Дженералд ФОРД (1974-1977)
(род. 14.7.1913)
Преемника Никсона, 59-летнего Джералда Рудолфа Форда, считали незапятнанной, хотя и не очень интеллектуальной личностью, с большим политическим опытом. Рожденный 14 июля 1913 года Форд вырос в Гранд-Ренидсе, Мичиган, в строго религиозной среде и как стипендиат изучал юриспруденцию в Йельском университете. После второй мировой войны, которую он офицером с высокими наградами провел на авианосце в Тихом океане, Форд пошел в политику и в 1948 году был избран в палату представителей от 5-го округа в Мичигане, где к 1965 году поднялся до лидера фракции республиканцев. Форд вошел в Белый дом, находясь в двояко невыгодном положении. С одной стороны, он противостоял в равной степени подозрительному и самоуверенному Конгрессу, который хотел ограничить полноту власти президента и укрепить контролирующие функции законодательной власти. С другой, был первым президентом Соединенных Штатов, не располагавшим плебисцитной легитимностью, так как не был избран по списку кандидатов республиканской партии, а по предложению Никсона утвержден в октябре 1973 года в должности ушедшего из-за афер подкупа и взяточничества вице-президента Спайроу Эгнью. В большей степени, чем другие вице-президенты, которые неожиданно выдвигались на высшую должность, Форд считался переходным президентом, по крайней мере до тех пор, пока в результате выборов не приобрел собственный мандат. В своей речи при вступлении в должность он был демонстративно скромен и, забавно обыграв марку автомобиля и фамилию президента, подчеркнул, что он только "Форд, но не Линкольн".
Благосклонность американцев сразу же сменилась резкой критикой, когда в сентябре 1974 года Форд помиловал Никсона без признания тем своей вины. Неизбежно получило огласку подозрение в закулисной сделке. Никсон действительно прозондировал почву в этом направлении перед отставкой, однако нет доказательств того, что Форд обеспечил свой въезд в Белый дом обещанием помилования. Его объяснение о желании уберечь нацию от длительного и мучительного процесса рассматривается как правдоподобное большинством историков, которые признают также, что Форд этим решением подвел черту и создал себе необходимый политический простор для действий. Для его критиков он стал с этих пор "человеком, помиловавшим Никсона", и сам Форд, оглядываясь назад, предполагал, что это решение стоило ему повторного избрания.
Фактом является то, что американцы, если они вообще голосовали, беспощадно наказывали республиканцев избирательными бюллетенями за Уотергейт. В промежуточных выборах осенью 1974 года демократы достигли большинства в сенате и большинства в две трети в палате представителей. В таких условиях Форд не мог проводить свою собственную правительственную программу, а должен был значительно ограничиваться тем, что блокировал законопроекты Конгресса президентским вето, причем потерпел при этом несколько чувствительных поражений. Чрезмерное и, в силу ограниченной легитимности Форда, проблематичное использование вето-66 раз в течение чуть более полугода - было направлено прежде всего против ограничения полномочий президента как например, против изданного в 1976 году закона о национальном чрезвычайном положении, который четче определял полномочия при внутреннем и внешнем чрезвычайном положении, а также против закона о расходах. Консервативный по отношению к государственной казне Форд пытался преодолеть индекс инфляции, возросший вследствие энергетического кризиса до 10%, непреклонным ограничением государственных расходов, особенно в социальном секторе, и высмеиваемой экспертами кампанией, которая призывала к добровольной экономии. Этим он обострил начавшийся спад производства, который поднял в 1975 году квоту безработицы до 11%. Если даже и были достигнуты успехи в борьбе с инфляцией, то стагфляция, застойный рост при относительно высоком подъеме цен, казалось, крепко держит в своих руках американское народное хозяйство. Форд мало преуспел в ограничении расходов Конгресса, но также мало он был в состоянии что-либо кратковременно изменить во всемирно-экономических структурных проблемах американской экономики - взрыве энергетических расходов и потере международной конкурентоспособности.