РОССИЯ В XVII – XVIII ВВ

Хронология

9.1 Социально-экономическое развитие.

Первая мануфактура была создана в 1631 году на Урале - Ницинский медеплавительный завод.

Торговый устав 1653 года устанавливал единую рублевую пошлину для купцов и отменял ряд внутренних пошлин.

В1667 году был принят Ново-торговый устав, по которому иностранным купцам запрещалась розничная торговля на территории России.

9.2 Внутренняя политика царя Алексея Михайловича (1645—1676)

9.2.1 Первые годы царствования и Соборное Уложение 1648.

Алексей Михайлович (1645-1676)

1648- Морозов женится на Милославской, сестре государевой жены.

В начале июня 1648 г. это вызвало общий ропот в Москве, случайно перешедший в открытое волнение.

С конца XV в. (1497 г.) Московское государство управлялось Судебником Ивана III, частными царскими Указами и, наконец, обычаем, "пошлиною" государственной и земской.

Накопление указов после Судебника повело к составлению второго Судебника, "царского" (1550 г.).

В 1580 г. было запрещено вотчинникам передавать свои вотчины во владение духовенства по завещанию "на помин души".

В 1584 г. были запрещены и прочие виды приобретения духовенством земель.

9.2.3 Переход к абсолютизму.

В 1682 г. было отменено местничество.

Для усиления власти царя, централизации и преодоления раздробленности в управлении в 1654 г. был образован Приказ великого государя тайных дел, в ведение которого был передан из Боярской думы ряд важных государственных дел.

С 1613 года 33 города России получили воеводское управление.

9.3 Социальные движения в XVII веке.

В 1646 г. было решено обложить дополнительной пошлиной соль.

В 1647 г соляной налог был отменен, но образовавшуюся недоимку стали вновь взыскивать обычным путем - прямыми налогами.

1648 г. - Соляной бунт.

По Уложению 1649 г., которое утвердил собранный Земский собор, предусматривалось так называемое посадское строение, упорядочившее организацию посада.

Посадское движение продолжалось в 1650 г. в Новгороде и Пскове.

В 1656 г. боярин Ртищев предложил проект, состоявший в том, чтобы пустить в оборот металлические ассигнации, — чеканить медные деньги одинаковой формы и величины с серебряными и выпускать их по одной цене с ними.

1662- Медный бунт.

1663- Отмена медных денег.

9.4 Восстание под предводительством Степана Разина

Поход Василия Уса с Дона к Туле (май 1666).

В 1667-1668 гг. казацкая голытьба, пришлые холопы и крестьяне совершили поход в Персию.

Разгромив берега Персии, казаки с богатой добычей воротились в 1669 г. на Волгу, а оттуда направились к Дону, где Разин стал пользоваться громадным значением, так как слава о его подвигах и богатствах, награбленных казаками, все более и более распространялась и все сильнее привлекала к нему "голутвенных" людей.

Перезимовав на Дону, Разин стал разглашать, что идет против московских бояр, и, действительно, набрав шайку, летом 1670 г. двинулся на Волгу, уже не с разбоем, а с бунтом.

6 июня 1671 года - казнен Степан Разин.

В ноябре 1671 г. правительственные войска захватили Астрахань.

В 1673-1675 гг. на Дону, под Козловым и Тамбовом еще действовали повстанческие отряды.

9.6 Церковные дела при Алексее Михайловиче

9.6.1 Никон.

Патриарх Никон, в миру Никита, родился в мае 1605 г. в крестьянской семье, в селе Вельеманове близ Нижнего Новгорода.

Никон был игуменом с 1642 по 1646 г. в Кожеозерской пустыни.

В 1648 г. скончался Новгородский митрополит Афанасий, и иерусалимский патриарх Паисий рукоположил Никона в сан митрополита Новгородского.

В 1651 г., приехав в Москву, Никон посоветовал царю перенести мощи митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в столицу и этим загладить давний грех Ивана Грозного перед святителем. Царь послал (1652) в Соловки за мощами самого Никона.

В 1652 году скончался Московский митрополит Иосиф и на престол патриарший был избран Никон.

25 июля 1652 г. Никон был поставлен патриархом.

9.6.2 Книжное исправление и раскол.

1616 г.- исправление поручено Дионисию, архимандриту Троицкого монастыря, и монахам того же монастыря, Логгину, Филарету и другим "духовным и разумным старцам".

Исправление книг не прекращалось и при патриархе Филарете (1619—1633) и Иосифе (1634—1640).

В 1632 г. приехал с Востока архимандрит Иосиф и был определен для перевода на славянский язык греческих книг, необходимых для церковных нужд, и книг на "латинские ереси", да и, кроме того, его обязали "учити на учительном дворе малых ребят греческого языка и грамоте".

В 1634 г. архимандрит Иосиф умер, и школа его заглохла.

И при патриархе Иосифе (1642—1652) исправление шло все тем же путем, т. е. исправляли русские люди, не обращаясь к греческим книгам.

В 1640 г. пришло предложение Петра Могилы, киевского митрополита, устроить в Москве монастырь и школу по образцу коллегий западнорусского края.

В 1645 г. приходит предложение Цареградского патриарха Парфения через митрополита Феофана об устройстве в Москве для печатания греческих и русских богослужебных книг типографии, а также и школы для русских детей.

В том же 1649 году в Москву приехал Иерусалимский патриарх Паисий и, присмотревшись к нашим богослужебным обрядам, указал царю и патриарху на многие "новшества".

По совету с греками решили в 1651—1652 гг. ввести в церковных службах единогласие.

В 1651 г. был в Москве митрополит Назаретский Гавриил и указал на отступление обрядов Русской церкви от Восточной.

В 1652 г. то же сделал и патриарх Константинопольский Афанасий.

Тогда же (1652 г.) пришло известие с Афона, что там старцы объявили еретическими и сожгли московские печатные книги с двоеперстием.

В 1653 г. возвратился Суханов с Востока и в своем отчете, который носит название "Проскинитарий", констатировал разницу обрядов в Москве и на Востоке, хотя сам относился скептически ко всему Востоку.

Никон в 1653 г. вместо 12 указал 4 земных поклона во время чтения молитвы "Господи и Владыко живота моего".

На духовном соборе в 1653 г. разбиралось дело Логгина, судившегося по доносу воеводы Муромского за оскорбление святыни.

Весной 1654 г. патриарх с государем созывают церковный собор.

Патриарх и царь посылают (1654) в Константинополь свои грамоты, заключающие 26 вопросов по делу исправления, и просят Константинопольского патриарха Паисия ответить на эти вопросы.

Никон (1654 г.) вторично посылает Арсения Суханова на Восток собирать древние греческие книги.

Первая исправленная книга, "Служебник", труд новых справщиков, была наконец выпущена в 1655 г.

На соборе 1656 г. впервые занялись вопросом о двоеперстии.

Оставление Никоном патриаршего престола в 1658 г после чего наблюдается раскол в Русской церкви.

В Соловецком монастыре, еще с 1657 г. обнаруживается резкое движение против "новин" и переходит в открытый бунт, в известное соловецкое возмущение, подавленное только в 1676 г.

Весной 1666 г. в Москве созвали собор о церковном расколе.

В Москве состоялся в 1666—1667 гг. "великий собор" церковный с участием патриархов Александрийского и Антиохийского.

9.6.3 Дело патриарха Никона.

Под этим названием разумеется обыкновенно распря патриарха с царем в 1658—1666 гг. и лишение Никона патриаршества.

Летом 1659 г. Никон неожиданно приехал в Москву, недолго там пробыл, был принят царем с большой честью, но объяснений и примирения между ними не произошло, отношения оставались неопределенными, и дело не распутывалось.

Осенью 1659 г. Никон, с позволения царя, поехал навестить два других своих монастыря: Иверский (на Валдайском озере) и Крестный (близ Онеги).

В феврале 1660 г. начало свои заседания русское духовенство и по рассмотрении дел определило, что Никон должен быть лишен патриаршества и священства по правилам св. апостолов и соборов, как пастырь, своей волей оставивший паству.

В 1662 г. приехал в Москву отставленный от своей должности Газский митрополит Паисий Лигарид.

Под влиянием Лигарида царь Алексей Михайлович в конце 1662 г. решился созвать второй собор о Никоне.

Лето1663 г. - донос на Никона.

Ночью на 1 декабря 1664 г. он неожиданно явился на утреню в Успенский собор, принял участие в богослужении как патриарх и послал известить государя о своем приходе.

В 1665 г. он тайком отправил патриархам послание, оправдывая в нем свое поведение, чтобы патриархи могли правильнее судить о его деле; но это послание было перехвачено и на суде служило веской уликой против Никона, потому что было резко написано.

В ноябре 1666 г. начался собор, на который был вызван и Никон.

9.7 Внешняя политика.

9.7.1 Предпосылки и движущие силы освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг.

В 1638 г. поляки подавили последнее народное восстание и наступило "золотое десятилетие".

В 1648 г. началось восстание Богдана Михайловича Хмельницкого.

В мае 1648 г. в двух битвах (у урочища Желтые воды и у Корсуни) восставшие наголову разгромили армию коренного гетмана Потоцкого.

Летом 1648 г. восстание переросло в освободительную войну 1648-1654 гг..

Летом 1649 г. произошла Зборовская битва(Зборовский трактат).

Летом 1650 г. повстанческая армия в союзе с татарами совершила поход в Молдавию, которая могла стать в дальнейшем плацдармом наступления поляков на Украину.

Летом 1648 г. казацкая старшина обращается за помощью к Москве.

В феврале 1651 г. состоялся земский собор, участники которого единодушно высказались за необходимость поддержать Украину в ее освободительной борьбе.

Июнь 1651 г. сражение под Берестечком.

Сентябрь 1651 г.- Белоцерковский договор.

Положение Украины укрепила победа в битве под Батогом весной 1652 г.

10 мая 1653 г. Земский собор в Москве принял решение о воссоединении Украины с Россией.

Рада в Переяславле 8 января 1654 г. высказалась за вхождение Украины в состав России

9.7.3 Русско-польская и русско-шведская войны.

Русско-польская война 1654-1667 гг.

Русско-шведская война 1656-1661 гг.

В октябре 1656 г. Россия заключает перемирие с Речью Посполитой.

1661 г. - Кардисский мир.

1667 г. Андрусовское перемирие.

1686 г. "Вечный мир".

В 1677-1681 гг. велась русско-османо-крымская война.

В августе 1677 г. и июле 1678 гг. османы предпринимают попытки взять крепость на Правобережной Украине - Чигирин.

В январе 1681 г. было подписано Бахчисарайское перемирие на 20 лет.

1687 г. - первый Крымский поход В.Голицына.