Основные принципы нравственности в философии Сковороды
Сын малоземельного казака, получил образование в Киево-могилянской духовной академии, отказавшись от духовной карьеры, избрал путь проповедника. На его мировоззрение оказали влияние идеи Платона, философов нового времени, Ломоносова. Колебался во взглядах между матер-ом и идеализмом, во многих проблемах придерживался мат-их принципов, однако пришел к выводу о вечности ид-ти материи о господстве в природе закономерных связей. Создал теорию трех миров “объемлющих собой все сущее”: макрокосмос (природа), микрокосмос(человек) и “мир символов”(библия) и каждый из них состоит из двух натур- “внешней”(материальной) и “внутренней”(духовной). Пытался объединить понятия “бог” и “природа” для снятия противоречия между духовным и материальным началами, что характерно для пантеизма. Сковорода признавал распределительность человеческого познания, пропагандировал учение Коперника. Его этические проповеди были обречены в религиозную форму. Сковорода призывал покончить с бесправием. Хотя он разделял интересы народа его решения социальных проблем носило утопический характер, т.к.он считал главным фактором нового общества моральное начало. Изучал проблему смысла и цели (жизни) человеческого бытия, его источниками были библия, философия Платона. Основной структурный принцип его произведений - диалог, в котором рассматриваются различные точки зрения. Сковорода выдвигал передовые для того времени идеи о творческом труде, общности имущества, любви и равенстве как основе общ-ой жизни. Работы Сковороды не издавались при его жизни, но распространялись в рукописных изданиях.