Материалы сайта
Это интересно
Философия
Неотомизм и его противоположность в философии экзистенциализма
Наиболее влиятельным направлением современной религиозной философии является неотомизм, получивший свое название от имени средневекового богослова Фомы Аквинского и широко распространенный в странах католического вероисповедания. Это объективно-идеалистическая философская доктрина, характеризующаяся стремлением синтезировать в целостную гармоническую систему прямо противоположные принципы - веру и разум, религию и науку. В этом синтезе и заключается ее сокровенный смысл. Неотомизм претендует на цельную и оптимистическую модель мироздания, считая всю историю философии, начиная с эпохи возрождения, неоправданной цепью заблуждений. Для него мир - не абсурд, не арена заброшенности человека, как у экзистенциалистов, не игрушка произвольной человеческой активности, как у прагматистов, не цепь логической данности, как у неопозитивистов, а реальное творение благого бога, заслуживающего полного принятия и почтения к его внутренним законам.Мир подчинен сверхъестественным силам. Наука познает лишь естественный, а религия - высший, сверхъестественный мир. Сокровенная тайна мира находится в руках религии, наука же представляет собой низший вид знания. Истины науки, философии и религии повествуют об одном и том же, но на разных уровнях: разум науки довольствуется лишь сферой внешнего опыта, а постижение абсолютной истины и сокровенного смысла доступно лишь откровению. Мистика и рассудочность, метафизическая спекуляция и ходы мысли, построенные по принципу точных наук, архаичность, консерватизм и подчеркнутая динамичность, современность - все это создает ту “томистскую эйфорию”, которая вызывает гипнотическую иллюзию целостного, законченного учения, будто бы призванного удовлетворить самые взаимоисключающие запросы, дать ответы на все вечные вопросы бытия и смысла человеческой жизни.
Экзистенциализм - одна из самых модных на западе в середине ХХ века философских школ. Ее наиболее крупные представители - М.Хайдеггер, К.Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А. Камю, Н. Аббаньяно, У. Баррет. Свой метод эта философия в значительной мере заимствовала в феноменологии немецкого философа Э.Гуссерля, исходные же идеи ее взяты из сочинений датского религиозного мыслителя С.Кьеркегора.
Согласно экзистенциализму, задача философии заниматься на проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу, и он живет в чуждом ему мире; его бытие со всех сторон окружено таинственными знаками, символами. Жизнь глубоко иррациональна, страдание в любой форме преобладает в ней. Страх - важнейшее понятие философии экзистенциализма. Мир тем более страшен, чем он бессмыслен и непостижим. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Экзистенциализм исходит прежде всего из того, что человек живет эмоциями: на все окружающее он реагирует на только теоретически или интеллектуально, но прежде всего эмоционально.
Большое место в экзистенциализме занимает проблема свободы, определяемая как выбор человеком самого себя: человек таков, каким он себя свободно выбирает. Свобода не терпит ни причины, ни основания. В силу этого свобода предполагает независимость настоящего от прошлого, а будущего от настоящего. Она, таким образом, не связывает, а разрывает время человеческого бытия, образуя, по выражению Сартра, дыру в бытие.
Современный экзистенциализм как система мировоззрения вне зависимости от религиозной или от атеистической ориентации отдельных ее представителей немыслим без психологии катастрофы, ощущения кризиса. Неуверенность в будущем, страх перед завтрашним днем и т.п. - вот подлинные социальные и психологические корни той философии, которая делает страх онтологической характеристикой человека. Выход из кризиса экзистенциалисты ищут не в изменении общественных отношений, а в индивидуальной жизни, в ограничении общения узким кругом “духовной аристократии”.