Для успешного решения проблем перехода к рыночной экономике целесообразно использовать мировой опыт — опыт промышленно развитых стран, существующих в условиях рыночного хозяйства несколько сотен лет и сумевших выработать адекватные им подходы к организации производства и сбыту продукции. Это относится к той области деятельности, которая охватывается понятием «маркетинг».
Маркетинг — это предпринимательская деятельность по продвижению товаров от производителя к потребителю или пользователю. Маркетинг – это система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта продукции. В 70 — 80-е годы маркетинг сформировался в самостоятельную концепцию предпринимательства. С одной стороны, это всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов потребителей и ориентация производства на эти требования, четкая адресность выпускаемой продукции. С другой — активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и потребительских предпочтений, или, если использовать термин маркетинга — обучение потребителя. Американские экономисты рассматривают ныне маркетинг как философию современного бизнеса, определяющую всю стратегию и тактику деятельности компаний в условиях конкуренции. Он представляет собой ориентированную на потребителя целеустремленную политику, обеспечивающую фирме долгосрочною максимальную прибыль от реализации ее продукции. Задачи современного маркетинга: выявление новых, еще не удовлетворенных потребностей или новых форм удовлетворения уже известных, для того, чтобы ориентировать производство на обеспечение именно этих запросов и тем самым опередить конкурентов в борьба за потребителя. Современное определение маркетинга – процесс планирования и воплощения замысла продукции, определение ценовой политики, продвижение и реализацию идеи, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.
Маркетинг выражает в самом общем виде концепцию, обеспечивающую рыночную ориентацию производственно-сбытовой деятельности предприятий, когда в основе принятия хозяйственных решений лежат не возможности производства, а требования рынка, существующие и потенциальные запросы покупателей. Это предполагает прежде всего необходимость организации производства и сбыта продукции по принципу «делаем то, что требует рынок» и «наш товар лучше», вместо ставшего привычным нам принципа «делаем то, что умеем» и «бери то, что дают», то есть действует принцип на основе изучения рынка.
Теория маркетинга исходит из примата потребления над производством, повышения роли товарно-денежных отношений, рыночных отношений в общем механизме воспроизводства. Если концепция сбыта направлена на получение прибыли за счет роста объема производства и продажи продукции, то концепция маркетинга — путем удовлетворения потребностей покупателя. Американский маркетолог Левитт по этому поводу писал: «Маркетинг нельзя отождествлять со сбытом товаров. Если функция системы сбыта — убедить покупателя приобрести то, что уже произведено, то задача маркетинга доставить на рынок тот товар, который действительно нужен потребителю». Применение маркетинга представляет собой реализацию системного подхода к организации производственной и коммерческой деятельности товаропроизводителей, направленной на достижение максимальной рентабельности производства продукции. Маркетинг позволяет составлять более реальные программы производства и реализации продукции, быстрее реагировать на изменения, происходящие на рынке, и создает значительные преимущества в конкурентной борьбе.
Таким образом, маркетинг представляет собой двуединый и взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса и потребностей в той или иной продукции, ориентация производства на эти требования, с другой — активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей. Этим определяется содержание основных функций маркетинга.