Первая и одна из главных функций рынка — ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой универсальный способ коммуникации, распространения информации, необходимых для человека в мире экономики. Информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования. Цены выступают или вознаграждением за усилия в предпринимательстве, или наказанием за неудачный выбор, просчет в экономических решениях. Механизм рынка делает всех участников конкурентного процесса материально заинтересованными в удовлетворении потребностей, которые выражаются через спрос. Другой функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция является многосложной функцией. Эта та сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату покупателя. Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей. Именно рыночный процесс указывает товаропроизводителям направления поиска, хотя не дает ни каких гарантий относительно его результатов. И успех в конкурентном процессе обеспечен лишь тому, кто сумеет обнаружить в системе рынков едва обозначенные контуры новых потребностей и технологий производства. Механизм рынка освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. И в теории и на практике рыночная экономика преимущественно бездефицитна в пределах тех ресурсов, которыми располагает та или иная страна. В условиях рыночного хозяйства длительный, устойчивый разрыв между потребностью и потреблением (дефицит) невозможен, хотя бы потому, что противоречит экономическим интересам всех участников конкурентного процесса. Именно поэтому страны с прочными рыночными традициями, перед которыми стоят немало нерешенных социально-экономических проблем, избавлены, по крайней мере, от самого главного в обществе — товарного голода.