Материалы сайта
Это интересно
Джордж БУШ (George Bush) (1989-1993)
Четыре года правления Джорджа Г. У. Буша следует рассматривать как непрерывное продолжение дела его предшественника. Избиратели осознанно назначили Буша преемником и наследником Рейгана, хотя было ясно, что он менее консервативен и радикален по своим взглядам. Президентские выборы 1988 года в большей степени были референдумом по статус-кво, и речь шла о новых инициативах. Из-за недостатка содержательных конфликтных предметов советники Буша внесли в предвыборную борьбу патриотические символы и скрытые в обществе страхи перед преступностью и расизмом, чтобы таким образом мобилизовать избирателей. Победа Джорджа Буша над неудачно боровшимся и страдавшим от семейных проблем бывшим губернатором Массачусетса Майклом Дукакисом, была однозначной, даже если не сразу можно было признать политический мандат. Буш был президентом, который подходил к спокойно развивающемуся времени, "врожденный" преемник Рейгана.
При этом в лице Буша в Белый дом вошла совершенно другая личность, чем Рейган, при котором он восемь лет исполнял обязанности вице-президента. Карьеру Буша можно сравнить с карьерой политика в какой-либо парламентской правительственной системе Западной Европы, его можно даже назвать политическим аристократом, тори. Джордж Герберт Уолкер Буш родился 12 июня 1924 года в Милтоне, Массачусетс, и вырос в Новой Англии. Его отец Прекотт Буш был глубоко уважаемым банкиром на Уолл-Стритте, входил в наблюдательные советы больших предприятий и представлял с 1952 по 1963 год штат Коннектикут в сенате в Вашингтоне. Джордж Буш школьником посещал академию Филиппса в Андовере, Массачусетс, один из самых престижных интернатов на восточном побережье. После окончания школы в 1942 году последовали Згода службы морским летчиком, потом 2 с половиной года учебы в известном Йельском университете в Коннектикуте. Еще во время войны Буш женился 6 января 1945 года на Барбаре Пирс, с которой познакомился за три года до этого. В 1948 году они переселились в Техас, Буш стал менеджером и предпринимателем в нефтяной промышленности. Вышедший из истеблишмента восточного побережья и социализировавшийся в Новой Англии Буш сразу же надел ковбойскую шляпу и в своей политической карьере вел себя по необходимости то как тори с восточного побережья, то как техасский предприниматель. Из Техаса начался поход по всем политическим институтам, постепенный подъем на пост президента: председатель республиканской партии в Хьюстоне, Техас; представитель США в Объединенных Нациях и Китайской Народной Республике; директор ЦРУ; после неудавшейся попытки стать кандидатом в президенты, вице-президент при Рейгане. Буш не только познакомился с политической системой США с различных точек зрения, но и стал постепенно мастерски вести переговоры, заключать компромиссы и создавать консенсусы, короче говоря: он был дипломатом, опытным в партийной, внутренней и внешней политике.
На этом богатстве опыта базировалось его президентство. В администрации Буша политика делалась знатоками, в министерстве иностранных дел и в министерстве финансов наряду с Джеймсом Бейкером и Николасом Брейди сидели близкие личные доверенные лица, которые были очень опытны в политическом отношении. Кадровая политика Буша резко отличалась от кадровой политики Рейгана: были привлечены опытные, прагматичные, неидеологизированные, ориентирующиеся на основное политическое течение политики и бюрократы. В отдельных учреждениях сознательно было оставлено не более 20% назначенных Рейганом политических чиновников. Также в отличие от Рейгана Буш был втянут в рутинные дела Белого дома и в процедуру законодательства. При этом приоритет он явно отдавал внешней политике. Достаточно рано стали различать два президентства Буша, а именно, относительно успешное во внешней политике и безуспешное во внутренней. Правда, Буша считали консервативным, однако его президентство не подчинялось какой-либо программатике, у него были проблемы, как он сам сказал, с "очевидными вещами". Нельзя было не увидеть риторического дефицита Буша, ему не хватало способности электризовать, мобилизовать общественность или тем более манипулировать ею. В этих условиях "плюсом" являлась его жена Барбара, с которой он вел гармоничную семейную жизнь и которая, благодаря своему материнскому нраву, завоевала симпатии многих соотечественников.
За четыре года президентства Буша во внутренней политике царило радиомолчание. Много энергии, однако, требовалось на то, чтобы взять в руки тяжелое наследство администрации Рейгана: дефицит государственного бюджета, государственные долги и крушение многих сберкасс, которые разорились на спекуляциях в годы бума цен на землю и дома. При этом дефицит государственного бюджета был обоюдоострым мечом. Он узко ограничил бы пространство политических действий любого президента. Одновременно он мог быть использован как оправдание президента, который и так не собирался проявлять инициативу во внутренней политике. Скудный внутриполитический результат администрации Буша состоял в издании закона об инвалидах и охране воздуха. От притязания вновь избранного президента войти в историю как президент образования или защиты окружающей среды в последующие годы не осталось никаких признаков. При этом он мог бы приобрести поддержку Конгресса, с которым поддерживал кооперативные отношения и с членами которого имел превосходные личные отношения. Буш также не смог использовать свою большую популярность после выигранной войны в Заливе, чтобы осуществить обширную внутриполитическую программу. Вопреки совету своих сотрудников он провозгласил минималистскую концепцию, в которой речь шла лишь о борьбе с преступностью и о транспортной политике. Экономически-политическим несчастьем, которое имело больший вес, чем скудные результаты внутренней политики, стало заявление Буша о том, что он, несмотря на собственные многократные обещания, повысит налоги из-за дефицита государственного бюджета. Вообще, экономическая политика и экономическое развитие стали ахиллесовой пятой его администрации, что стоило ему в конечном счете переизбрания: экономический рост и индивидуальный реальный доход переживали застой, внешнеторговый дефицит, прежде всего с Японией, продолжал расти и число безработных выросло на 3 миллиона. Незадолго до дня выборов 1992 года это недовольство нашло свое отражение в опросе общественного мнения: 80% опрошенных считали, что правительство ведет не в нужном направлении и что экономическое благосостояние страны находится под угрозой; распространялись пессимизм и упадническое настроение.